Психофизический параллелизм
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — в философии нового времени впервые представленный окказионализмом (Мальбранш, А. Гейлинкс) вариант «решения» т. наз. психофизической проблемы, неизбежно встающей при механистическом противопоставлении бесплотной души протяженному телу (Декарт). Сторонники психофизического параллелизма (Вундт, Т. Липпс, Г. Эббингауз, Э. Титченер, Т. Рибо и др.), следуя логике механицизма и поэтому почти дословно воспроизводя аргументацию окказионалистов, рассматривают психическое и физиологическое как самостоятельные, независимые друг от друга, параллельно идущие причинно-следственные ряды. Психофизический параллелизм, как правило, дополняется теорией психофизического взаимодействия (О. Кюльпе и др.). Здесь, как и в вульгарно-материалистической концепции, порочен сам принцип соотнесения идеального содержания психики с физиологией. Физиологические процессы — необходимый, но далеко не достаточный механизм обеспечения подлинно человеческой жизнедеятельности. К тому же не они определяют содержание психических процессов. Возможная лишь в общении, жизнедеятельность человека включает в себя и психическую деятельность (психику, душу, сознание) и в то же время составляет содержание последней. Поэтому душу (психическое) надо противопоставлять не телу (физиологическому), а рассматривать в соотношении с предметным миром человеческой деятельности. Психофизический параллелизм в конечном счете с необходимостью приходит к идеалистическим выводам в духе психосоматики.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 376.