Психология творчества (Фролов, 1991)
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — область психологии, исследующая закономерности создания человеком нового, оригинального в науке, технике, искусстве, различных видах трудовой деятельности (Творчество). Предметом П. т. являются также творческие моменты учения и игры. П. т. в идеалистических теориях ошибочно рассматривала творчество как необъяснимое явление, доступное лишь избранным людям; отрицалась всякая роль труда или вообще какой-либо деятельности, в т. ч. и мышления; считалось, что открытие нового наступает самопроизвольно или же в итоге необъяснимой бессознательной работы. Материалистическая психология не отрицает известной роли в творческом процессе неосознаваемых действий; вместе с тем она исходит из того, что творчество в его развитых формах является результатом труда. Мотивы и цели творческой деятельности порождаются потребностями общества, а возможность решения той или иной творческой задачи в области науки, искусства и т. п. наступает, когда в ходе развития общества возникают необходимые для этого условия. Ученые, изобретатели и художники используют при этом те знания и приемы, которые выработаны и накоплены в процессе развития науки, техники и искусства. Однако собственно творческий момент нередко предполагает открытие нового способа, приема, метода действия, отражающего неизвестные до этого свойства и связи вещей и явлений. Творческая деятельность требует мобилизации максимума активности, знаний и способностей человека. Такая мобилизация находит свое выражение в волевом напряжении и своеобразных эмоциональных состояниях, подробно изображенных мн. писателями и философами.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 375.