Психологическая школа в социологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ — субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце 19 в. Представители Психологической школы искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов). Основоположником Психологической школы был американский социолог Л. Уорд (1841 —1913). Качественную специфику общества Уорд видел в психологичности социальных явлений. Другим крупным представителем Психологической школы был французский социолог Г. Тард (1843—1904), считавший основными законами социологии подражание людей друг другу (мода, традиция). К Психологической школе в социологии примыкает и немецкий социолог Зиммель с его пониманием социологии как «психологической микроскопии» взаимоотношений между индивидами. Начало 20 в. знаменуется разложением Психологической школы, отказом от откровенного, прямолинейного психологизма. Психологические теории общества видоизменяются, испытав на себе сильное влияние «социологизма» Дюркгейма, «институционализма» М. Вебера. Современный психологизм не является особой школой, а представляет собой своеобразный методологический принцип, лежащий в основе почти всей западной социологии. Психологизация общественных явлений в настоящее время в наибольшей степени определяется концепциями социальной психологии (Э. Богардус, Л. Бернард и др.). Широкое распространение получили также фрейдизм и неофрейдизм. Психологизм можно рассматривать как своего рода социальный реформизм, т. к. в основе его лежит ненаучное стремление с помощью психологических средств усовершенствовать существующее об-во.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 374.