Экзамен на чин [в империи Цин]
ЭКЗАМЕН НА ЧИН. Одним из самых важных и тяжких этапов жизни молодого человека из хорошей семьи были экзамены на чин (см. гл. III, раздел «Отбор и прохождение службы чиновников»). Ограничений по возрасту для них не существовало, поэтому некоторые всю жизнь посвящали тому, что сдавали и пересдавали экзамены в надежде получить вожделенный высокий ранг, дававшийся тем или иным ученым званием. Литератор Пу Сунлин (1640—1715), прославившийся фантастическими повестями (см. гл. VII, раздел «Литература»), написал следующий знаменитый отрывок, где многое напоминает психологическое состояние абитуриента или конкурсанта и в наши дни 1:
«К испытуемым, входящим в место экзамена, применимо семь уподоблений. У входа, босые и с корзинками в руках, они похожи на нищих. Когда их зовут внутрь, когда начальники им грубят, а стража оскорбляет, они подобны заключенным в тюрьме. Когда садятся по кельям, высунув головы из входной дыры и перегородив ногами коридор, подобны окоченевшим пчелам в исходе осени. Когда выходят после экзамена, до того одуревшие, что не различают красок земных и небесных, уподобишь их больным птицам, вытащенным из клеток. В ожидании результата они вздрагивают от каждого шороха листьев. Их ум блуждает в самых невероятных мечтах. Думают ли они об успехе — тотчас же перед ними поднимаются башни и постаменты славы. Вспоминают ли о возможности провала — чувствуют, будто сами мгновенно рассыпаются в прах. Сидеть на месте им так же мучительно, как ходить, и подобны они обезьянам на поводке. Когда пристав оглашает результаты, испытуемый, который не слышит своего имени, бледнеет и падает, будто смертельно раненный. Он уподобляется отравленной мухе, бесчувственно свалившейся с потолка. Оцепенение от горя сменяется яростью на предвзятость и неразумие экзаменаторов. Он негодует на бесполезное учение, сжигает все, что лежит на столе, топчет все, что не догорело, выбрасывает то, что не смог уничтожить. Распускает волосы и бежит в монастырь. Там он садится лицом к стене медитации и дает слово прогнать с палашом всякого, кто посмеет показать ему его сочинение. Но несчастный день уходит, гнев стихает, и опять начинает свербить потребность показать свое искусство. Тут он похож на голубя, разбившего свои яйца: приходится вновь таскать былинку за былинкой, отстраивать новое гнездо, высиживать новый выводок» (Пу Сунлин. «Рассказы о необычайном»).
Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 137-138.
Примечания
1. Пу Сунлин многократно сдавал экзамены, но так и не получил чина.