Синто (Дил, 2011)

СИНТО является национальной религиозной традицией Японии. Понятие синто означает «путь богов (ками)» и записывается китайскими иероглифами син («бог, священный»; также произносится ками) и то («путь»; также произносится мити). В отличие от многих других религий, синто не имеет основателя и единого текста в качестве священного писания. Синто тесно связано с понятием японской культурной идентичности и подчеркивает значение практики по сравнению с мыслью или официальной доктриной. Официального синтоистского богословия не существует, как не существует и четко определенного свода моральных правил. Синто глубоко связано с сельскохозяйственным циклом и ощущением святости природного мира. Представления эти находят отражение в поклонении ками и других обрядах.

Основой синтоистских традиций является представление о ками. Слово ками обозначает проявление святости в природном мире вообще и божества синтоистской религии в частности. Ками могут быть настроены доброжелательно и враждебно, но если им поклоняться должным образом, они даруют людям благословение. Основой синтоистской религии является практика, включающая очищение, подношения пищи, танцы и праздники, прославляющие богов. Ками можно поклоняться в святилищах под руководством синтоистских священников (каннуси) или совершать почитание лично — в кумирне или собственном доме. Еще один способ общения с ками представляют собой синтоистские объединения (ко).

В отличие от иерархий божеств других религий, пантеон синто построен в свободной манере. Такое построение является в основном результатом императорской мифологии, представленной в Кодзики и Нихон сёки, где говорится, что существует 800 мириад богов (яоёродзу-но ками) —огромное число, отражающее представление о том, что ками или присутствие священного охватывает все аспекты естественного мира. Ками (божества как таковые), конечно, не похожи на всемогущего верховного Бога монотеистических религий. Ками присутствуют в нашем мире как в живых, так и в неодушевленных предметах, таких как горы, скалы, деревья, солнце, животные и люди. Ками могут быть предками или даже живыми людьми, такими как император, и принимать активное участие в жизни людей, благословляя здоровье человека и его деятельность, например сельское хозяйство. В известном описании синтоистский ученый XVIII столетия Мотоори Норинага писал, что понятие ками имеет несколько значений. «Слово ками относится в самом широком смысле ко всем божественным существам небес и земли, которые упоминаются в классике. Более узко, ками — это духи, которые обитают и которым поклоняются в святилищах. В принципе люди, птицы, животные, деревья, растения, горы, океаны — все могут быть ками. Согласно древнему представлению все, что производило поразительное впечатление, выражало превосходство или внушало трепет, называлось ками».

По крайней мере, до Средневековья единой трактовки религии синто не существовало, хотя это понятие использовалось для описания целого комплекса традиций. Понятие синто включает два различных аспекта японской национальной религии. С одной стороны, синто — это установленный свод связанных с государством учений и практик. Этот взгляд на синто прочно связан с мифологией и преданиями о происхождении императорской семьи, в частности представленных в Кодзики («Записи о деяниях древности»), составленных в 712 г. Синто узаконивало предания, согласно которым императорская семья заслужила свое право на власть. Этот аспект синто был важен для исполнения обрядов, выражавших тесную связь между императором и ками.

Понятие синто также имеет родовое значение, относящееся к местной практике в целом (домашней и дере-венской) , сосредоточенное на местных божествах. Почитание ками может производиться в местном святилище или в доме перед семейным алтарем (камидана). Совершавшиеся обряды и праздники имели целью умилостивить эти местные божества в надежде получить их благословение. Ассоциация ками с покойными предками рождала иногда прочную семейную связь с богами. Местные верования обычно связывались с божествами и местными празднествами. Их обряды соотносились, в частности, с циклом полевых работ и другими сезонными событиями, важными для мелких аграрных сообществ.

Исторически одним из ключевых понятий в мышлении синто был принцип нарушения, или цуми. Хотя это понятие иногда переводится как «грех», цуми первоначально не был связан с моральным падением. Напротив, это понятие относилось к идее ритуального осквернения (кэгарэ). Не останавливая особенного внимания на деятельности человека, традиционное представление цуми связано с физической нечистотой, возникающей из-за контакта с такими вещами, как болезнь, кровь, смерть, и другими элементами, в известном смысле находящимися вне человеческого контроля. Синтоистские ритуалы и были предназначены для противодействия вредным последствиям нарушений, возникающих в результате контакта с грязью, чтобы вернуть чистоту человеку.

В период Средневековья и в начале Нового времени синтоистское мышление находилось под влиянием идей конфуцианства и буддизма. Одним из результатов этого взаимодействия стало то, что первоначальный акцент синто на цуми как на физическое загрязнение был трансформирован и стал включать в себя понятие морального проступка.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 249-251.

Понятие: