Натурализм (СЗЭ.ЭС, 2009)
НАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis - природный, естественный) - термин, используемый в нескольких значениях. В методологии и истории естествознания под натурализмом обычно понимается описательное естествознание, расцвет которого приходится на 18 - первой половине 19 века. Второе значение термина натурализм связано с дискуссиями о различии предмета и метода «наук о природе» и «наук о духе», развернувшимися в немецкой философии в конце 19 - начале 20 века. Представители немецкого историзма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, В. Дильтей, Э. Трельч и др.) выступили против тезиса о том, что история и другие гуманитарные дисциплины могут достичь статуса подлинных наук лишь в том случае, если будут опираться на универсальные методы естествознания. Эту позицию, которую они находили прежде всего в позитивизме О. Конта и его последователей, они квалифицировали как натурализм или «натуралистическое мировоззрение» и противопоставляли ему «историзм» или «историческое мировоззрение».
С 1920-х годов, преимущественно в США, термином натурализм стали обозначать философскую позицию, противостоящую идеалистическим и трансценденталистским концепциям. Натурализм в этом плане не является особым течением, к нему относили себя представители различных видов материализма, реализма и прагматизма (Р.В. Селларс, М. Фарбер, Э. Нагель, позднее У.В.О. Куайн, Дж. Серл и др.). В отличие от последовательных неопозитивистов его сторонники сохраняли определенную онтологическую и метафизическую проблематику. Натурализм предстает здесь одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и процессов. Иначе говоря, натурализм отрицает то, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы естественнонаучного объяснения. Поскольку натурализм является в первую очередь методологической, а не онтологической установкой, он не тождествен материализму и допускает различные онтологии. При всех вариациях взглядов для его представителей типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или же эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо других естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Природа рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе любые ее области интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для натурализма принципиально, что человеческое сознание и общество столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями. Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и практической жизни. Представители н. отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы - как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет и особого царства моральных или иных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. В последние десятилетия натурализм наиболее ясно проявляется в социобиологии, влиятельных концепциях философии сознания (Д. Деннет, Дж. Серл и др.), эволюционной и натурализированной эпистемологиях.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 160.