Брак в традиционном Китае

БРАК В ТРАДИЦИОННОМ КИТАЕ не был делом любви и привязанности — в первую очередь то был союз двух семей, заключаемый через потомков. Одно из важнейших правил, несоблюдение которого делало брак недействительным: супруги не могли носить одну фамилию (ши — см. гл. X, раздел «Имя»). Родители женихов и невест чаще всего использовали посредников — свах, которые и должны были выбрать лучшую партию для каждой из сторон. Когда выбор был сделан, назначали дату свадьбы: она должна была попасть на день, по календарю благоприятный для таких событий. Затем устраивались пиры и различные обряды — например, перенос сундука невесты в дом жениха (жены всегда жили в доме мужа — см. гл. X, раздел «Семья»), — в которых молодые почти не принимали участия; они чаще всего видели друг друга в первый раз уже на самой свадьбе. В этот день процессия сопровождала паланкин с женихом к дому нареченной супруги. У тестя с тещей он получал кое-какие подарки, после чего к процессии присоединялся паланкин невесты, и она отправлялась обратно. В доме жениха молодые совершали необходимые поклонения, в том числе кланялись его родителям, которые, таким образом, как бы благословляли их. Свадебный обряд символизировал приобретение невесты мужем: он отрывал ее от родной семьи и присоединял к своему роду.

В дальнейшем муж мог поселить в своем доме и других женщин, именовавшихся наложницами или побочными супругами. Настоящей свадьбы с ними не справляли, а просто вводили их в дом.

Муж мог дать супруге развод (обратное практически невозможно); «Цинский кодекс» (см. гл. III, раздел «Правосудие») предусматривает семь причин, по которым супруг может отослать жену: 1) бесплодие; 2) неверность; 3) непочтительность к родителям мужа; 4) злоязычие; 5) вороватость; 6) ревнивый характер; 7) болезнь.

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 135-137.

Понятие: