Хуруфизм

ХУРУФИЗМ (от араб. хуруф — буквы), учение мусульманской шиитской секты хуруфитов, основанной в конце 14 века Фазлаллахом Астрабади (казнён в 1394 году). Первоначально секта была распространена в северо-западном Иране (Астрабад, Нахчеван; сочинения Фазлаллаха написаны на литературном персидском языке), затем хуруфиты, руководимые учеником Фазлаллаха Али аль-Ала, перенесли свою деятельность на территорию Турции, где создали обширную литературу на турецком языке. Каноническая литература хуруфитов включала 6 «Джавиданнаме» («Книга вечности»), из которых первая написана Фазлаллахом («Джавидан-и кабир»), а пять — его учениками, «Хакикатнаме» («Книга истины») и др. Секта подвергалась жестоким гонениям и была почти полностью истреблена в Турции в 1824 году; остатки её, слившиеся с дервишским орденом бекташи, сохраняются в некоторых арабских странах и в настоящее время.

Согласно разработанному Фазлаллахом и его последователями религиозно-философскому учению хуруфизм, мир сотворён богом и находится в постоянном круговращении, являющемся причиной видимых нами изменений. Бог проявляет себя двумя путями: в человеке, сотворённом богом по своему образу и подобию, и в речи бога — Коране и именах вещей. Проявление бога в человеке разделяется на три цикла, представляющие собой этапы спасения человечества: пророчество (нобовват), божественное покровительство (валайат) и божественность (улухийат). Мухаммед завершил цикл пророчества, за ним следуют божественные покровители — шиитские имамы, основатель же хуруфизма Фазлаллах является последним покровителем и одновременно первым богом во плоти (худа), основоположником третьего цикла. Второй путь проявления бога — в звуке, речи, букве (отсюда название учения); развитая хуруфизмом своеобразная мистика букв имеет аналогии в неопифагореизме, у исмаилитов и др. По учению Фазлаллаха, звук божественной речи, будучи нематериальным, выше её начертания и, кроме того, является единственным средством сотворения мира богом. Гносеологию Фазлаллаха можно определить как крайний вариант средневекового реализма: имена вещей не только существуют ранее самих вещей, но и суть сами вещи - отнять у вещей имена — значит лишить их бытия. Наличие вещи в сознании — её единственно возможное бытие (это связано с концепцией вахдат алъ-вуджуд в суфизме); отсюда следует вывод, что речь Аллаха — Коран — причина бытия всех вещей и слово — основа и исток (асл) всех сущих отдельностей (ка' инат) (ср.: «в начале было слово» Евангелия от Иоанна).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Вертельс Е. Э., Низами и Фузули, М., 1962 (Избр. труды, т. 2); Textes persans relatifs ä la secte des Houroöifs, publ. trad, et annotes par С. Huart. Suivi d'une etude sur la religion des Houroüfis par R. Tevfig, Leyden, 1909; R i t-t e r H., Die Anfänge der Hurufisekte, «Oriens», 1954. v. 7, № l, S. 1—54.

Понятие: