Техницизм и антитехницизм

ТЕХНИЦИЗМ И АНТИТЕХНИЦИЗМ - две противоборствующие ориентации в оценке роли техники в обществе, его истории, современном состоянии и в особенности в трактовке спектра ее социальных воздействий и возможных перспектив, оцениваемых позитивно или, напротив, с беспокойным или «героическим пессимизмом» (термин Ф. Ницше). Историческая техника предстает как совокупность орудий и инструментов труда, искусственных устройств (артефактов), созданных и используемых человеком для преобразования окружающей его среды, создания других средств производства и необходимых предметов. Современный интерес к социальному использованию техники связан с развитием инженерной мысли и деятельности в эпоху Возрождения, а также с бэконовской трактовкой знания и умения как разновидности института властвования. Рационалистическая мысль просветителей была склонна видеть в технике и НТП важнейшее средство разрешения социальных проблем и достижения общего блага (Ж. Кондорсе), но были среди них и сомневающиеся (Ж.Ж. Руссо). Оптимистическая ориентация присуща критикам техники с эсхатологических позиций. Н.А. Бердяев отмечал, что «в технике и экономике современной цивилизации не творится новая, царственная жизнь человека», подчеркивал, что «дух человека должен в путях своего освобождения пройти через машинизацию, через распятие всего органического в механизме». Преувеличение автономности и социальных возможностей техники ведет к детерминизму технологии — представлению об однонаправленном воздействии производственной технологии на политические и социальные перемены, и к технократической идеологии.

Современную цивилизацию часто называют технотронной, акцентируя внимание на том, что она создана уникальным в человеческой истории использованием средств науки, техники и особенно электроники. В такой цивилизации и в самом НТП видят негативные тенденции и результаты: создание беспрецедентно разрушительных военных технологий, возникновение глобальных экологических проблем, а также вытеснение научным и техническим рационализмом традиционной морали и превращение человека в невольную жертву негативных воздействий научно-технических перемен. Первое наступление на привычную, традиционную форму профессионального труда произошло в ходе промышленных и социальных преобразований, осуществлявшихся благодаря научной обоснованной, развивающейся и прогрессирующей технике. По мере увеличения технизации и интенсификации труда (тейлоризм, конвейер) работающий человек все больше превращался, как заметил А. Вебер, в «придаток технической аппаратуры». По мнению О. Шпенглера, трагизм нашего времени заключается в том, что лишенное уз человеческое мышление уже не в силах улавливать собственные последствия. Он считал, что техника сделалась эзотерической, как и высшая математика, которой она пользуется, что механизация мира оказывается стадией опаснейшего перенапряжения. В дальнейшем под влиянием «окружающих ужасов жизни» наряду с небывалым расцветом научной мысли получили распространение идеи и суждения «о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества». Этой позиции противопоставлялась вера в человеческий разум и новые возможности накопленного человечеством научного знания. Интенсивный рост позитивного влияния научной мысли на всю сферу обитания человека «не может быть обратимым явлением» (В.И. Вернадский). В конце 60-х годов 20 века усилиями создателей Франкфуртской школы стали обсуждаться перспективы появления «нерепрессивной» техники за счет освобождения от «репрессивного разума», а также за счет вызревания социализированного индивида, осознающего общие человеческие ценности (см. Технократия, Технократизм, Неотехнократизм).

В.Г. Графский

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 524-525.

Литература:

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Вернадский В. И. Науч. мысль как планетное явление. М., 1938; Он же. Начало и вечность жизни. М., 1989; Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. 20 в. Антология. М., 1995; Вебер А. Избр. Кризис европ. культуры. СПб., 1999; Рапопорт А. Уверенность и сомнения. М., 1999; Осипов Г.В. Соц-я и об-во: Социол. анализ российской смуты. М., 2007; The Changing Values in Campus. Political and Personal Attitudes Today's College Students. N.Y., 1972.