Провиденциализм (Фролов, 1991)
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. provi dentia — провидение) — религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами — провидением, богом. Подобный взгляд на историю неизбежно приводит к фатализму. Провиденциализм присущ не только всем религиозным, но и многим историко-идеалистическим системам. Даже Гегель, правда с оговорками, признает в «Философии истории», что «провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями». Наиболее полное воплощение идеи П., который был господствующей идеологической концепцией в эпоху феодализма, находят у религиозных философов и историков, например у Августина. Фомы Ливийского, французского идеолога абсолютизма Ж. Боссюэ (1627—1704), славянофилов; в современной философии — у представителей неотомизма и других религиозных течений. Термин «Провиденциализм» употребляют и в более широком смысле — применительно к концепциям, в которых любые изменения (не только в истории, но и в мире вообще) рассматриваются в связи с определяющими их «замыслом» и «волей провидения» (Телеология). Апологетическая сущность и научная несостоятельность провиденциализма, как и идеалистического подхода к истории в целом, доказана историческим материализмом.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 364-365.