Кадар
КАДАР (араб. — власть, могущество), термин арабо-исламской философии, имевший разные значения: в раннем исламе — божественное повеление, могущество, предопределение; с начала 8 века также — власть человека над своими делами, один из синонимов свободы воли. Выражение «када и кадар» означало в исламе повеление бога, при этом «када» (повеление) чаще всего рассматривался как синоним извечного универсального веления, атрибут сущности бога, противопоставляясь кадару как конкретному проявлению воли бога, его отдельному приказанию и решению (согласно Ашари, Бакиллани и др.). Согласно Ибн Сине, каждая вещь получает от первого бытия кадар — частное определение его «када», согласно разуму, из которого необходимо порождается всё сущее. В учении «Братьев чистоты» (Ихван ас-Сафа) кадар — это удел, назначенный каждой душе согласно движению звёзд, а «када» — вечный разум, порождающий эти небесные закономерности.
Неоднозначно понимался и термин «кадариты» (истолкователи божественного кадара): кадаритами называли тех, кто впервые затронул вопрос о божественном кадаре (Мабад ибн Халед ибн Джухани, Гайлан ад-Димашки, Хасан аль-Басри и др.); в уничижительном смысле ортодоксальные богословы называли кадаритами сторонников учения о кадаре как власти человека, над своими действиями. Последние, однако, не были склонны принимать это название, относя его к сторонникам учения о предопределении — джабаритам. Большинство авторов-традиционалистов 9—11 веков ставят рядом или отождествляют кадаритов и мутазилитов как еретиков и «отклоняющихся». Однако один из основателей мутазилитской школы Амр ибн Убайд (ум.762) написал в своё время «опровержение кадаритов», явно высказав нежелание защитников свободы воли пользоваться этим названием. Ибн Тай-миййа (ум. 1328) подразделяет кадаритов на две группы: последователи Джахма ибн Сафвана π Абу-ль-Хасана аль-Ашари, согласно которым божественный кадар предваряет всякое человеческое действие; мутазилиты, «философы» и шииты, отстаивающие свободу воли и моральную ответственность человека (впоследствии за ними и закрепился этот термин).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Nallino G. Α., SuJ nome di «qadariti», «Rivista degli Studi oriental!», 1916—18, v. 7; W a t t H. M., Free will and predestination in early Islam, L., 1948; см. также лит. к статьям Калам, Касб.