Буколичесная поэзия
БУКОЛИЧЕСНАЯ ПОЭЗИЯ (от греч. слова bucolos—пастух коров), античная пастушеская поэзия. В древней Элладе скотоводство было исконным занятием ее обитателей, и народное творчество рано сложило песни пастухов, которые, играя на свирели, состязались в лучшем исполнении своих песен. Аркадия (в южной Греции) и Сицилия (греческая колония) были главным питомником этой народной поэзии. С развитием денежного хозяйства и торговли, сильной конкуренции и городской культуры (уже в 6 — 5 веках до хр. э.), постепенно нарастало среди интеллигенции романтическое тяготение к примитивной жизни на лоне природы, и жизнь простых пастухов рисовалась идеалом в противоположность утонченной жизни города. Под влиянием этих условий начинается художественная обработка народной пастушеской поэзии. Пастушеский элемент вливается в лирику (сицилиец Стесихор, 7—6 века до хр. э.), в драму (Эпихарм, начало 5 века до хр. э.), а в александрийскую эпоху, когда, с ростом крупных торговых городов, реакция против городской культуры усилилась, буколические мотивы делаются популярными даже в классе крупной торговой буржуазии и придворной аристократии.
Уже поэтесса Анита (около 300 года до хр. эры) вводит в буколичесную поэзию сентиментализм, составивший впоследствии характерную черту всякой буколики. К поэтам - буколикам принадлежал известный поэт Феокрит (3 век до хр. эры). В его идиллиях на фоне чудесных картин природы развертываются сценки из жизни горожан, одетых в «шкуры пастухов». Сходные социально - экономические условия в Риме 1 века до хр. эры, пробудившие — особенно среди интеллигенции, идущего к упадку среднего класса — тягу к природе, объясняют появление и успех «Буколик» Вергилия, в которых поэт большей частью переделывает Феокрита, еще более усиливая элемент искусственности. Через Вергилия буколичесная поэзия вошла в литературу Западной Европы (пастораль), вылившись (начиная с 14 века) в ряд романов придворной и буржуазно-аристократической поэзии с ее галантными пастухами и пастушками и благонравными стадами. Пастушеский роман утвердился в литературе эпохи Возрождения под влиянием роста городской культуры и «придворной поэтики» в Италии (Боккаччо — «Амето», Тассо — «Аминта»), Англии (Сидней —«Аркадия»), Испании (Монтемайор — «Влюбленная Диана») и др. странах. Отклики пасторали звучат в русской поэзии 18 и начала 19 веков (Гнедич, Крылов, Пушкин).
Н. Дератани.
Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том восьмой. Буковые – Варле. – М., АО Советская энциклопедия. – 1927. Колонка. 17-18.
Литература:
Круазе, А. и М., История греческой литературы, СПБ, 1912;
М а л е и н. А., Золотой век римской литературы, П., 1923;
Идиллии Феокрита имеются на рус. яз., пер. Сиротинина, СПБ, 1891;
Буколики Вергилия— в пер. Соснецкого, Москва, 1873.