Плерома (Ильичёв, 1983)

ПЛЕРОМА (греч. πλήρωμα — полнота), термин ортодоксальной и особенно еретической христианской мистики, означающий либо некоторую сущность в её неумалённом объёме, без ущерба и недостачи (например, в тексте Нового завета: во Христе «обитает вся плерома божества телесно», Колосс. 2,9), либо множественное единство духовных сущностей, образующих вместе некоторую упорядоченную, внутренне завершённую «целокупность». В доктринах гностицизма плерома составляется из полного числа (например, тридцати) эонов, в которых до конца развёртывает себя верховная первосущность. Внутри плеромы эоны группируются по «сизигиям» (сопряжениям), т. е. как бы брачным парам, по очереди порождающим друг друга, а также по мистически знаменательным числам («четверица», «осьмерица» и т. д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего эона — Софии, или Ахамот, нарушившей структуру плеромы; искупление Софии есть её возвращение в плероме. В ортодоксальной теологии необходимо отметить учение Григория Нисского о «плероме душ» как некоей сверхличности, имплицитно заключённой в душе первочеловека Адама и раскрывающейся во множестве человеческих душ, которые составляют органическое целое (сходные мотивы у Максима Исповедника, в новое время — у Вл. Соловьёва и особенно Вяч. Иванова; сравните идею «соборности» у А. С. Хомякова, а также культ человечества у О. Конта). В более обычном словоупотреблении «плерома» — церковь как всемирная община верующих, «мистическое тело» (образ из посланий апостола Павла), в котором множество членов образует жизненное единство. Эта концепция оказала сильное воздействие на религиозно-общественный идеал средневековья.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Понятие: