Первая философия

ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ (греч. πρώτη φιλοσοφία, лат. philosophia prima), термин философии Аристотеля, соответствующий позднейшему термину «метафизика» и близкий к понятию «онтология». В словоупотреблении Аристотеля термин «философия» близок к понятию «наука» (эпистеме), или «науч. дисциплина», и может прилагаться к математике, физике, этике, поэтике (поэтому «математическая философия» на языке Аристотеля означает просто «математика»). От «частных наук» Аристотель отграничивает «первую», или высшую, философию («Метафизика» 1026 а 24, а 30; 1061 b 19), философию в собственном смысле слова, которую он называет также мудростью — «софия» («Никомахова этика» 1141 а 16; «Метафизика» 981 b 28 и др.) и которая имеет своим предметом «бытие как таковое» («Метафизика» 1026 а 31); она изучает «первые», то есть высшие, «начала» (см. Архе), или причины сущего, то есть прежде всего форму и материю, движущую причину, цель. По трихотомической классификации научного знания в «Метафизике» (1026 а 18) Первая философия вместе с «математической» и «физической» философией образует троицу «теоретических» наук и отождествляется с «теологией», предмет которой — «вечные», «обособленные» и «неподвижные сущности» [предмет физики — «обособленные и подвижные» сущности, математики — «необособленные (абстрактные), и неподвижные»]. Термин «первая» указывает не только на онтологический, но и на аксиологический примат Первой философии — отсюда её «наивысшая ценность» («Метафизика» 1026 а 21) и «предпочтительность» по отношению к остальным разделам философии. Лекции Аристотеля но Первой философии были объединены, вероятно, Андроником Родосским (1 век до н. э.) под названием «Метафизика» (то есть «то, что следует после физики»).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Uhde В., Erste Philosophie und menschliche Unfreiheit. Studien zur Geschichte der ersten Philosophie, Bd l, Wiesbaden 1976.