Альтруизм (Кондаков, 2007)
АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter — другой). Форма поведения человека, характеризующаяся ориентацией на удовлетворение потребностей других людей без ожидания ответных действий, имеющих смысл вознаграждения, и часто вопреки собственным интересам. Это — готовность помогать другим бескорыстно. Высокий уровень альтруизма характеризуется тем, что в системе ценностей индивида одним из ведущих мотивов начинает выступать другой человек, его физическое и духовное развитие, и именно в аспекте данного критерия оцениваются собственные поступки. Степень и формы проявления альтруизма в большой степени обусловлены социальными стереотипами, которым следует тот или иной индивид. В частности, показано, что в условиях современного мегаполиса резко падает количество альтруистических актов, что объясняется обезличенностью человеческих взаимоотношений и снижением персональной ответственности за происходящее вокруг. Вместе с тем в качестве предпосылок альтруизма выступают и биологические факторы, связанные с наследственностью. По мнению В. П. Эфроимсона, готовность родителей рисковать жизнью, защищая детеныша, возникающая на определенном этапе эволюции животного мира, исходно не вызвана воспитанием, а заложена в природе матери и отца (Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма. Этика с позиций эволюционной генетики человека // Новый мир. 1961. № 10). Причем родительское чувство у животных длится определенное время, на протяжении которого детеныши нуждаются в помощи и охране, а затем оно исчезает. Этот родительский инстинкт способствует передаче наследственных особенностей родителей, в том числе и инстинктов защиты потомства, будущим поколениям, таким образом, гены, так или иначе связанные с альтруистическим поведением, сохраняются. Первоначально реализуясь в отношении собственного потомства, в дальнейшем — уже у стадных животных — альтруизм распространился за пределы семьи и стал охватывать всю стаю, стадо: отсутствие взаимопомощи у членов этого сообщества обрекло бы его на быстрое вымирание. В многочисленных исследованиях У. Гамильтона также было показано, что альтруизм, будучи производным борьбы за существование, выступает в качестве фактора эволюции социальной жизни животных и реализуется прежде всего через механизм отбора родственников и покровительства им (непотизм) (Hamilton W. D. The genetical theory of social biology // Journal of Theoretical Biology. 1964. V. 7, N 1. P. 1-16). Сам термин «альтруизм» был введен О. Контом, в противоположность эгоизму.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 25.
Литература:
Яроцкий А. И. Альтруистическая мораль и ее индивидуалистическое обоснование. Юрьев, 1914; Плюснин Ю. М. Проблема биосоциальной эволюции. Новосибирск: Наука, 1990; Сорокин П. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. 1991. № 8; Пилецкий С. Г. Истоки альтруизма // Энергия. 2001. № 7.