Ананьинская культура
АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура, распространенная в бассейне Камы и отчасти Волги в 8-3 веках до н. э. Названа по деревне Ананьино (Елабужский район Татарской АССР), близ которой в 1858 году П. В. Алабиным был вскрыт богатый могильник. Большинство городищ Ананьинской культуры располагалось на высоких мысах берегов рек и было защищено со стороны плато высоким земляным валом и глубоким рвом. С остальных сторон они были ограничены крутыми склонами оврагов и берегов рек и окружены частоколом из бревен. Неукрепленных селищ мало. Жилища были главным образом наземные. Известно одно полуподземное родовое жилище. Ананьинцы знали металлургию меди и железа, умели обрабатывать кость и кожу, изготовлять ткани из шерсти и растительные волокна и своеобразную глиняную посуду (круглодонные низкие чашки с орнаментом в верхней части). Для Ананьинской культуры характерны копья с бронзовыми и железными наконечниками, бронзовые втульчатые топоры-кельты, бронзовые и железные кинжалы, ударное оружие ближнего боя - клевцы (напоминает кирку), лук и стрелы с костяными, бронзовыми и изредка с железными наконечниками, железные ножи, шилья. Ананьинцы занимались земледелием (подсечным), скотоводством, рыбной ловлей и охотой. Установлено наличие торговых связей у них с племенами Кавказа, Сибири, скифами и савроматами (в обмен на пушнину получали оружие, украшения, ткани). Для ананьинцев можно установить почитание женского божества, культ неба и солнца и, вероятно, сил природы. Умерших хоронили в грунтовых могилах. С мужчинами клали оружие, орудия труда, украшения, с женщинами - главным образом украшения. Археологические памятники Ананьинской культуры свидетельствуют о культурном единстве и родственных связях всего населения этой территории, хотя в отдельных районах выделяются некоторые локальные группы. Изучение погребального обряда и инвентаря указывает на социальное расслоение внутри общества Ананьинской культуры, выделение родовой верхушки и военных вождей, подчиненное положение женщины и наличие патриархального рабства. Таким образом, для социального строя племен Ананьинской культуры характерно разложение первобытнообщинных отношений. По вопросу о происхождении Ананьинской культуры в науке существуют различные точки зрения; сами же ананьинцы многими учеными считаются предками современных удмуртов и коми-пермяков.
А. В. Збруева. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.
Далее читайте:
Алабин П.В. Ананьинский могильник (близ города Елабуги) // Вестник Императорского Русского Географического общества. т.29, отделение 2. СПб., 1860 - с.87-120
Литература:
Збруева А. В., История населения Прикамья в Ананьинскую эпоху, в кн.: МИА (No 30), М., 1952; Бадер О. Н., Очерк работ Камской археологической экспедиции в 1953-54 гг., "Уч. Зап." (Перм. гос. ун-та), 1956, т. 11, в. 3.