Психология религии
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — одна из отраслей знания, изучающих религию; она имеет дисциплинарный статус, является, с одной стороны, проблемной областью психологии, в рамках которой выступает в качестве прикладной, с другой — наряду с философией, социологией, феноменологией, историей религии представляет собой раздел религиоведения. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религ. явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.
Как научная дисциплина, психология религии формируется в конце 19 — начале 20 века, хотя психологические знания о религии накапливались с прошлого тысячелетия. Существенный вклад в становление психологии религии внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, американский психолог и философ У. Джеймс, немецкий философ В. Дильтей, американский психолог Дж. Леуба, французский психолог Т. Рибо, американский психолог Э. Старбе, французский психолог Т. Флурнуа и др.
Различают конфессиональную и светскую психологию религии, которые имеют разные мировоззренческие предпосылки и ставят перед собой неодинаковые задачи. Реализуются общепсихологические и социально-психологические подходы к изучению религии. Научно-психологическую основу изучения религии составляют: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, раскрывающих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) раскрытие многообразия религ.- психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религ. деятельности и отношений — культа, религиозные проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т. д.; 5) методика психологических исследований религиозности. Социально-психологический подход к анализу процессов, состояний, личностных свойств осуществляется в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным объединениям, организациям и общинам.
В психологии религии используются различные методы исследования: метод объективного наблюдения, анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, метод семантического дифференциала, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрия, интроспекция и др. Для объяснения религиозных явлений привлекаются различные психологические теории — бихевиоризм, гештальтпсихология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, гуманизм, психология "самости", трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. В рамках конфессиональной психологии религии выделены психологическая экзегетика, пастырская психология, пастырская психотерапия и др.
Среди российских философов, психологов научно-психологические подходы к изучению религии на рубеже 19—20 веков и позже нашли выражение в трудах как конфессиональных, так и неконфессиональных авторов: Н. А. Бердяева, В. М. Бехтерева, А. И. Введенского, Н. Н. Ланге, Н. Н. Лапшина, Л. М. Лопатина, Н. О. Лосского, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета и др. В 20—30-е годы в России психологический анализ религии осуществлялся в контексте рефлексологии. Были изданы переводы трудов западных исследователей, однако в целом общего интереса к их изучению у психологов не обнаруживалось. Лишь после более чем тридцатилетнего перерыва — в 60-х годах проблемы психологии религии привлекли к себе внимание отечественных исследователей. Важную роль в организации разработки указанных проблем сыграла Всесоюзная конференция по проблемам психологии религии (1969). На ней обсуждался широкий круг общеметодологических, теоретических и конкретно-прикладных проблем; она "узаконила" место психологии религии в рамках отечественных исследований. Вслед за этим появилось значительное количество работ по различным вопросам психологии религии. Ныне исследования в области психологии религии ведутся в институтах психологии РАН, Психологическом институте Российской Академии образования, в Российском независимом институте социальных и национальных проблем, в Московском, Санкт-Петербургском, Екатеринбургском, Ростовском-на-Дону университетах, других научных и учебных учреждениях страны. С развитием отечественной психологии религии тесно связано одно из направлений социально-психологической науки, получившей название религиозной психологии. Понятия "Психология религии" и "Религиозная психология" очень близки, часто их не различают (т. е. рассматривают как синонимы) из-за того, что у них один объект изучения. А между тем религиозная психология отличается от психологии религии определенным срезом своих исследований.
И. Н. Яблоков
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 396-398.