Географическая школа (Ильичёв, 1983)

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, натуралистические учения, которые приписывают первостепенную роль в развитии обществ и народов их географическому положению и природным условиям. Крайней формой этого направления является механистический географический детерминизм, утверждающий почти полную обусловленность деятельности человека естественной средой.

Вопрос о влиянии географической среды (в первую очередь, климата) на обычаи, нравы, образ правления и некоторые общественно-исторические процессы рассматривали уже античные авторы (Гиппократ, Геродот, Полибий). В эпоху становления капитализма (16—18 века) идея объективного, «земного» формирования общества и его учреждений под воздействием специфических природных условий (Монтескье, Тюрго и др.) была прогрессивной, так как противостояла мифолого-теологическим истолкованиям истории. Развёрнутые социологические системы в русле Географической школы были созданы в 19 веке (Бокль, Кузен, Ренан, Тэн). В целом социально-философская мысль эволюционировала от глобальных сопоставлений общества и природы к специальному изучению влияния разных факторов географической среды (климата, почвы, рельефа, водных ресурсов и полезных ископаемых, флоры и фауны, космических процессов и др.) на конкретные общественные процессы и явления (распределение и плотность населения на земном шаре, виды занятий и хозяйственной деятельности, производительные силы, темпы экономического и культурного развития, политического строй, типы социальной организации и др.). Становлению политической географии способствовали работы немецкого географа Ф. Ратцеля, у которого наметилась тенденция распространения географических понятий и биологических аналогий на сферу политической идеологии. В эпоху империализма возникло наиболее реакционное течение в рамках Географической школы — школа немецкой геополитики. Его теоретической базой служили учения о якобы чисто природных причинах и географически детерминированных тенденциях политического развития и экспансии государств-организмов, игнорировавшие «человеческий фактор» в историческом процессе. Понятия геополитики — «жизненное пространство», «естественные границы» и другие впоследствии использовались для оправдания фашистской агрессии. Для французских школ социальной географии 19—20 веков (Ф. Ле Пле, Э. Демолен, А. де Турвиль и другие; «поссибилисты» П. Видаль де ла Блаш, Л. Февр и др.) характерны более значительный акцент на активную роль человека и культуры во взаимодействии с природой, борьба со статической концепцией географической среды, призыв к её конкретно-историческому рассмотрению не только как продукта естественной последовательности событий, но и как результата человеческого труда и культуры. В целом Географическую школу отличают антиисторизм и натурализм в поиске источников развития общества. См. также ст. Географическая среда и лит. к ней.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.