Бестиарий

БЕСТИАРИЙ  bestiarium жанр средневековой литературы, для которого характерно описание реальных и мифологических зверей (дракон, единорог, мантикора), содержащее не только буквальное, но и символическое толкование их происхождения, особенностей поведения, места в иерархии живых существ. Основным источником бестиариев является «Физиолог» — пространное (49 глав) компилятивное произведение II—III веков, происходящее из Александрии, написанное по-гречески и посвященное изложению организации окружающей природы в свете христианского вероучения. Детальная классификация видов животных, растений и минералов, сочетающая в себе, наряду с легендарными сюжетами фольклора, естественнонаучные наблюдения древних авторов, имела дидактическое назначение. «Физиолог» как своеобразная энциклопедия средневекового знания о природе и одновременно нравоучительный трактат, раскрывающий сокровенный смысл божественного творения, пользовался большой популярностью. В IV веке он был переведен на латынь, к XII—XIII векам став в Западной Европе одним из самых читаемых сочинений. В эпоху Средневековья первоначальная структура и содержание «Физиолога» изменились за счет исключения части разделов, посвященных классификации минералов и горных пород и привлечения обширных данных из античной (Плиний, Солин) и патристической литературы (Василий Великий и др.). Особое значение для оформления жанра Б. имели «Этимологии» Исидора Севильского, заложившие новую типологию и смысловое наполнение «Физиолога». Первостепенная задача состояла в изложении сведений о различных видах живых существ, от диких зверей (bestiae) до домашнего скота (pecus), основанном на этимологической интерпретации их названий и иносказательном (морально-нравственном) объяснении функций. В переработанном и расширенном виде «Физиолог» явился пространным компилятивным сводом естественнонаучного знания, олицетворяющим средневековый жанр бестиария и призванным свидетельствовать о торжестве божественной мудрости и гармоничности Вселенной.

 К данным бестиариям нередко обращались при подготовке не только философских и богословских сочинений (отсюда, например, многочисленные заимствования символических толкований образов животных в схоластике XII—XIV веков), но также политико-правовых и дидактических трудов (в том числе наставлений и проповедей). В XII веке возник стихотворный бестиарий, написанный на старофранцуз­ском языке Филиппом Танским; столетием позже увидело свет поэтическое переложение, выполненное трувером Гильомом Нормандским (около 1210 года). Отдельные сюжеты Б. присутствуют в произведениях городской и рыцарской литературы, в памятниках архитектуры, изобразительного искусства (в том числе отдельных геральдических композициях), предметах ремесленного производства. Оригинальным явлением куртуазной культуры, на новом уровне продолжающим традиции бестиария, стал «Бестиарий любви» (около 1250 года) Ришара де Фурниваля. В данном сочинении символика животных образов, обычно трактуемая с точки зрения христианского вероучения, приобрела подчеркнуто светское значение.

 Вплоть до XVII века бестиарий пользовался исключительной популярностью, яркостью образов и точностью аналогий оказывая глубокое воздействие на народное творчество. Заметна роль бестиария в развитии жанра басни, а также сюжетного и стилистического оформления лубочного искусства. В Россию бестиарий проник в X—XI века через Болгарию и просуществовал вплоть до раннего Нового времени («Сказания по буквам о птицах и зверях» и т. п.).

 В последующие столетия традиции бестиария также не были забыты: в XX веке их воздействие прослеживается, например, по работам Г. Аполлинера («Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911) и Х. Л. Борхеса («Книга вымышленных существ», 1978), современной фантастической литературе и кинематографу.

А. К. Гладков.

Российская историческая энциклопедия.  Т. 2. М., 2015, с. 558-559.

Литература:

Средневековый бестиарий / Вступ. ст. и комм. К. Муратовой. М., 1984; Белова О. В. Славянский бестиарий. М., 2000; Азиатские бестиарии: образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии. Сб. статей. СПб., 2009; Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве. Сб. статей. М., 2012; Бестиарий и стихии. Сб. статей. М., 2013; Beasts and Birds of the Middle Ages: The Bestiary and Its Legacy / Ed. by W. B. Clark, M. T. McMunn. Philadelphia, 1989; George W., Yapp B. The Naming of the Beasts: Natural History in the Medieval Bestiary. London, 1991; Hassig D. Medieval Bestiaries: Text, Image, Ideology. Cambridge, 1995; Heck Ch., Cordonnier R. The Grand Medieval Bestiary: Animals in Illuminated Manuscripts. Abbeville Press, 2012; Barber R. Bestiary: Being an English Version of the Bodleian Library. Oxford, 2013; Hassig D. The Mark of the Beast: The Medieval Bestiary in Art, Life, and Literature. Routledge, 2013.

Понятие: