Жанр (Матвеева, 1010)

ЖАНР (речевой жанр) — тип текстов (высказываний), отражаюший исторически сложившуюся устойчивую модель духовной деятельности людей. Жанр несёт в себе общие черты существующих и ещё не созданных речевых произведений, это обобщённый речемыслительный конструкт и образ высказывания (текста), входящий к состав речевой компетенции носителей языка. В развитом литературном языке жанровая система — это речетекстовая данность и образец для подражания, облегчающие производство и восприятие связной речи и протекание речевого общения, что способствует социальному взаимодействию.

Жанр представляет собой многофакторное образование. Жанрообразующих признаков всегда несколько — это коммуникативная цель, объём речевого ряда, характер адресованности, тематическая предрасположенность, оценочная точка зрения, композиционный стандарт, стилистическое оформление.

Первоначально жанры складываются в естественной диалогической речи путём закрепления некоторых высказываний за типичными коммуникативными событиями (семейная беседа, поучение, разбирательство в конфликтной ситуации и др.). Повторяющееся коммуникативное событие требует от его участников выполнения определённых социальных ролей и следования установленным нормам общения. Постепенно сформированные стереотипы речевого поведения отливаются в типы интенциональных высказываний (приветствие, просьба, совет, оповещение, угроза, предупреждение и др.) — это первичные речевые жанры (М. Бахтин). Жанр как форма речевой реализации класса речевых актов содержит в себе модель порождения подобных актов коммуникативной деятельности и обеспечивает незатруднённое понимание соответствующих высказываний.

С усложнением набора и структуры коммуникативных событий (появляются деловое заседание, переговоры, лекция, научный семинар и многие другие) в рамках развивающихся видов человеческой деятельности (деловой, научной и др.) на базе первичных формируются вторичные речевые жанры — структурно-содержательные типы текстов. Во вторичном жанре может развиваться в текст один первичный (ср. приказание как речевой акт и приказ как деловой текст), но чаще организуется композиция разных первичных (например, в интервью актуальны первичные жанры: просьбы, похвалы, шутки, обещания и др.). Литературный русский язык обладает обширным набором как первичных, так и вторичных жанры, систематизацией которых занимается современная русистика.

Жанр как текстотип имеет ту же природу, что и функциональный стиль (см.), характеризуется экстралингвистической обусловленностью речи, но ранг абстракции у них различен. Это родовидовое соотношение: функциональный стиль речи представляет собой совокупность жанров, а каждый жанр принадлежит определенному стилю: акт, справка и протокол — официально-деловому, интервью и репортаж — публицистическому, рассказ, повесть и роман — художественному, проповедь и акафист — религиозному, флирт и болтовня — разговорному. Если родственные стили имеют общий жанр, его стилевая специфика подчёркивается в уточнении: научный доклад, разговорный рассказ, газетная статья. Часть жанров отражает в себе наложение функциональных стилей: интервью характеризуется чертами публицистического и разговорного стилей, очерк — чертами публицистического и художественного произведения. Группировка сходных жанров образует жанровые типы, например, в публицистическом стиле выделяются три типа: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Степень композиционной, стилевой и др. стандартизации делит жанры на жёсткие (клишированные) и нежёсткие, ср. канцелярские жанры официально-делового стиля с рассказом, частным письмом, очерком.

Каждая область текстового сходства в пределах Ж. позволяет подробное рассмотрение. Объём как параметр жанра может быть малым, средним и большим (ср. пословица, загадка — рассказ, статья, акт — монография, роман). Тематический параметр связан с выбором и способом раскрытия темы, принятым в данной группе однородных текстов. Например, жанр научной исследовательской статьи предполагает обоснование темы, описание степени её изученности, формулировку и доказательство гипотезы автора, выводы. Композиционный компонент жанра составляют правила текстовых пропорций, последовательность расположения больших и малых смысловых частей текста, способы и средства их логического связывания. Стилистический компонент жанра касается речевого оформления текста. Жанровый текстотип характеризуется не только стилевыми признаками функциональной разновидности литературного языка, которой принадлежит данный жанр, но и собственными дополнительными признаками (например, рецензия как жанр научной речи дополнительно активизирует оценочную линию, которая в других научных жанрах несущественна).

Первичные речевые жанры изучаются лингвопрагматикой и лингвокультурологией, вторичные — лингвистикой и стилистикой текста. В целом термин жанр имеет общефилологическое наполнение, специфика лингвистического подхода к данному феномену подчёркивается предпочтением дублетного термина речевой жанр.

♦ Сопоставительные видовые понятия: первичный речевой жанр, вторичный речевой жанр.

Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 99-101.

Понятие: