Субкультура (Осипов, 2014)

СУБКУЛЬТУРА (ПОДКУЛЬТУРА) - понятие, характеризующее культуру социальной или демографический группы, отличающуюся от господствующей культуры. Чаще употребляется для характеристики социальной общности с ограниченной в чем-то культурой. Неравноправное положение в обществе, ограниченный доступ к культурному наследию, сужение социальных связей в сфере культуры, разного рода препятствия на пути к саморазвитию приводит к воспроизводству упрощенных суррогатов культуры, удовлетворяющих сиюминутные потребности в ней, вытесняющих ее нормальные, естественные формы, в той или иной степени противостоящие ей (например, субкультура криминальных групп, некоторых религиозных сект, отдельных объединений, движений, коммерческих структур).

Собственную субкультуру, отличную от культуры взрослых, развивает молодежь. При этом молодежная субкультура рассматривается не только как автономное целостное образование внутри господствующей культуры, но и как особая форма организации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличающаяся специфическими нормами, ценностями, образцами поведения ее носителей. Молодежные субкультуры, как правило, характеризуются стремлением к формированию собственных мировоззрений, оппозиционных (хотя и не обязательно враждебных) мировоззрению старших поколений, а также своеобразными манерами поведения, внешним видом, формами проведения досуга и т. д. Особенности молодежной субкультуры связаны, с одной стороны, со спецификой сознания молодых людей, с избытком их жизненной энергии, с высокой эмоциональностью, а с другой — с неустойчивостью ее социального положения, необходимостью социального самоопределения, поиском своего места в жизни.

Особенно заметна специфика подростковой субкультуры. В этом возрасте процесс самоутверждения, осознания собственного «Я» чаще, чем в других молодежных когортах, входит в противоречие с растущими требованиями со стороны окружающих. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества, внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается уровень требовательности в этой сфере, что еще больше усиливает внутриличностный конфликт. Выход из этого состояния проявляется в стремлении к объединению в неформальные группы, образуемые на основе общей субкультуры. Это повышает чувство уверенности, защищенности перед любой внешней угрозой (см. Подростки). В определенных условиях социально- культурные установки молодых людей могут принять форму неприятия и даже отрицания господствующей культуры, приобретая контркультурную направленность. Возникающая на такой основе молодежная субкультура часто смыкается с делинквентной подкультурой, становится в оппозицию к обществу, превращается в контркультуру. Многообразие молодежных субкультур объясняется не только особенностями сознания и образа жизни подростков и юношества, но и влиянием на них СМИ и рекламы. Их формы существенно различаются в зависимости от возраста и условий жизни. Значимыми социальными факторами, влияющими на молодежную субкультуру, является индустриализация, урбанизация, уровень развития господствующей культуры.

В.И. Чупров, Ю.А. Зубок

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 510-511.

Литература:

Крутихин В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М., 1965; Кон И.С. Соц-я личности. М., 1967; Mud М. Культура и мир детства. М., 1988; Шендрик Л.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития М., 1990; Волков Ю.Г. Соц-я молодежи. Ростов н/Д, 2001; Левикова С.И. Молодежная культура. М., 2002.