Массы
МАССЫ (МАССА) - понятие Политической философии и социологии, используемое для обозначения больших совокупностей людей, рассматриваемых как субъект либо объект политического действия. При этом, как правило, особый акцент делается не только на количественных, но и на качественных характеристиках масс, в соответствии с которым масса рассматривается не просто в качестве совокупности большого числа индивидов, но в качестве феномена, обладающего собственными характеристиками и внутренними закономерностями, радикально отличающими его от любых форм индивидуального бытия. Термин «массы» происходит от лат. multitudo, являющегося, в свою очередь, калькой с древнегреческого oi polloi (буквально многие). Исходно использовалось в уничижительном (толпа, чернь) либо нейтральном смысле. В качестве понятия, обозначающего специфическую форму общности, обладающую способностью к политическому действию, начинает использоваться в политической философии Возрождения и раннего Нового времени, с зарождением капиталистических отношений и возникновением предпосылок появления массового общества. Так, Н. Макиавелли в своих «Размышлениях» говорит, что «масса (moltitudine) может быть разумнее и лучше государя». В 17 веке во время Английской революции, оно используется политическими мыслителями и деятелями, принадлежащими как республиканской (Дж. Харрингтон, Ал. Сидни), так и абсолютистской традиции (Т. Гоббс). Причем если первыми массы рассматриваются положительно, как субъект и последнее основание политического действия, то вторые видели в массах исключительно опасный феномен «естественного состояния» и противопоставляли массам народ (people) как ограниченный прежде всего имущественными правами, носитель подлинного суверенитета. Первую систематическую попытку сформулировать политическую теорию массового общества предпринял Б. Спиноза в «Политическом трактате». Он считал, что массы (multitude) содержат в себе возможность (potentia) «абсолютной демократии», наилучшей из возможных форм правления, при которой каждый управляет каждым, не прибегая к посредничеству тех или иных форм политического представительства.
Начало широкого употребления понятия м. относится ко времени Великой Французской революции. В 19 веке во Франции предпринимаются первые систематические попытки исследовать феномен массы или толпы (Г. Ле Бон, Г. Тард). Тогда же закрепляется существующее в политической теории и по сей день различие в употреблении понятия масса: консервативные и либеральные авторы (Г. Ле Бон, Г. Тард, X. Ортега-и-Гассет, Э. Канетти, Э. Юнгер, О. Шпенглер и т. п.) говорят о «восстании масс», видя в них пугающий, иррациональный феномен, тогда как авторы социалистической ориентации (К. Маркс, В.И. Ленин, Л. Троцкий, Д. Лукач, А. Грамши, Л. Альтюссер и др.) рассматривают их как единственно возможный фундамент справедливого политического устройства и носитель «учредительной власти». Во второй половине 20 века в социальной и политической теории прочно закрепляется представление о массовом характере современных обществ, выражающемся прежде всего в таких явлениях, как массовые партии, профсоюзы, всеобщая грамотность, массовая культура. Тогда же возникает представление о том, что всеобщее «омассовление» ведет к деполитизации и распаду публичного пространства.
В последнее время ряд исследователей марксистской ориентации (А. Негри, М. Хардт, П. Вирно) попытались вернуть феномен массы в сферу политико-философского рассмотрения путем введения в оборот понятия «множества» (multitude), фактически означающего возврат к терминологии политической философии 16 - 17 веков. При этом массы анализируются как качественно новый феномен «постсовр. эпохи», в которой главная роль в производстве стоимости отводится нематериальному труду. В данном случае упор делается именно на принципиально несводимый к традиционным механизмам политической репрезентации множественный и творческий характер м. как носителя политической рациональности нового типа.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 154.