Индукция нервных процессов

ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - закономерные взаимоотношения между двумя основными нервными процессами - возбуждением и торможением, выражающиеся в том, что возникновение одного из них вызывает развитие другого, противоположного. Так, в случае возникновения в каком-либо участке центральной нервной системы (ЦНС) очага возбуждения (достаточно концентрированного) на его периферии возникает процесс торможения и наоборот. Одновременное существование двух очагов противоположного функционального состояния (возбудительного и тормозного), из которых один возникает под влиянием других, носит название одновременной (симультанной) индукции нервных процессов. Одновременная индукция нервных процессов может быть положительной и отрицательной Положительной индукцией нервных процессов называется возникновение состояния повышенной возбудимости или возбуждения под влиянием первично возникшего очага торможения. Возникновение тормозного состояния под влиянием первично возникшего очага возбуждения носит название отрицательной индукцией нервных процессов. Явление одновременной индукции нервных процессов имеет место как в низших, так и в высших отделах ЦНС В низших отделах (спинном мозгу) оно проявляется в виде так называемых реципрокных отношений мышц-антагонистов: возбуждение мышц сгибателей сопровождается торможением (расслаблением) мыши разгибателей и наоборот. Одновременная индукция нервных процессов в высших отделах нервной системы является физиологической основой ряда сложных психических процессов. Так, процесс внимания связан с возникновением концентрированного очага возбуждения в определённых участках коры головного мозга при одновременном торможении других ее участков, окружающих этот очаг (отрицательная индукция). В силу этого посторонние внешние раздражения (напр., негромкие звуки, доносящиеся во время рассказа учителя с улицы, из коридора и т. д.) не воспринимаются учащихся или воспринимаются недостаточно ясно. Чем концентрированнее и интенсивнее очаг возбуждения, тем сильнее индукционное торможение на периферии и тем устойчивее внимание. При недостаточно концентрированном и интенсивном возбуждении внешние раздражители (также по закону отрицательной индукции нервных процессов) будут тормозящим образом действовать на первично возникший очаг возбуждения, нарушая сосредоточение. 

Кроме одновременной индукции нервных процессов имеет место также последовательная (сукцессивная) индукция нервных процессов, т. е. последовательная смена противоположных нервных процессов в одних и тех же кортикальных элементах. Если в определённом пункте коры головного мозга известное время существовало торможение, то оно затем сменяется возбуждением, и наоборот. Например, торможение двигательного анализатора в течение урока сменяется затем его возбуждением, проявляющимся нередко в большой двигательной активности школьников во время перемен. Это обстоятельство вызывает необходимость организации соответствующего отдыха учеников во время перемен. Резкое ограничение двигательной активности в это время может способствовать усилению тормозного состояния в двигательном анализаторе с последующей иррадиацией торможения или возникновению вспышек двигательной активности в течение следующего урока. Оба явления окажутся помехой в усвоении учебного материалы. С одной стороны, излишняя двигательная активность учащихся во время перемены может повлечь за собой широкую иррадиацию возбудительною процесса, ь результате чего неизбежно пострадает начальная часть следующего за переменой урока. Очевидно, наиболее целесообразны те мероприятия, которые направлены на известное регулирование поведения в течение перемены. Не ограничивая двигательной активности в начале перемены, следует к концу перерыва вводить некоторые ограничения, препятствующие нарастанию интенсивности возбуждения и его иррадиации

Примером последовательной индукции нервных процессов (самоиндукции, как её называл сам И. П. Павлов) может служить бодрость, повышение тонуса коры головного мозга после сна, представляющего собой разлитое торможение.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 270-271.

Понятие: