Игра (Кондаков, 2007)
ИГРА — форма активности животного организма, основанная на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. Исследования. Впервые немецкий ученый К. Гроос отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования (Гроос К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916). Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развитая общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В подходе К. Бюлера, который строил свою теорию на основе теории игры К. Грооса, акцент в анализе игры был несколько смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, порождаемыми самим процессом деятельности и названными им «функциональным удовольствием». Ф. Бойтендайк объяснял возникновение и развитие детской игры необходимостью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервно-психических структур. Среди этих черт отмечались: ненаправленность движений; импульсивность; наличие аффективных связей с окружающими; робость, боязливость п застенчивость. Д. Мид трактовал игру как модель социального взаимодействия и средство усвоения социальных установок, на основе которых происходит социализация личности.
В рамках психоанализа игра рассматривается как проективная и катартическая активность ребенка, служащая замещению заблокированных потребностей и обеспечивающая достижение удовольствия. В частности, в концепции Э. Эриксона игра трактуется как форма самовыражения ребенка при столкновении с влиянием общества. В работах Ж. Пиаже игра интерпретируется в контексте развития интеллектуальных операций. Постулируется, что она проходит три стадии: сенсомоторную, имеющую в своей основе упражнения; символическую, основанную на воображении различных ролей; и стадию игры по правилам, которая возникает с появлением социализированных и объективизированных символов — знаков. В России первые разработки проблемы игры, пока еще только самые общие, можно найти в трудах К. Д. Ушинского, который рассматривал в ее основе работу воображения и констатировал, что в игре проявляется вся душевная организация ребенка. А. И. Сикорский считал игру одним из важнейших факторов умственного развития. В рамках советской психологии М. Я. Басов, указывая на социальное содержание игры, вместе с тем полагал, что основная движущая сила игры — ее процессуальное (Басов М. Я. Общие основы педологии. М.; Л., 1930). В работах П. П. Блонского, где сближались игра и искусство, было подчеркнуто важное положение о том, что в детской игре особое значение имеет драматизация, основанная на принятии ребенком на себя роли взрослого. Л. С. Выготским была предложена развернутая теория детской игры (Выготский Л. С. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966), в которой постулировалось следующее: игра есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных; в основе игры лежит создание мнимой ситуации, когда ребенок принимает на себя роль взрослого; во всякой игре есть правила, которым ребенок сознательно следует; в игре происходит оперирование значениями, оторванными от своих носителей, но это оперирование осуществляется во внешней форме; игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Эта теория нашла свое развитие в работах Д. Б. Эльконина, в которых на большом фактическом материале было показано, что игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни детей, но и социальна по своему внутреннему содержанию, т. е. возникает из условий жизни детей прежде всего в обществе. С. Л. Рубинштейн видел специфику детской игры прежде всего в ее специфических мотивах, связанных с непосредственными переживанием детьми явлений окружающего их мира. Генезис, В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития. Структура. В игре принято выделять такие элементы, как воображаемая ситуация, роль, игровые действия.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 210-211.
Литература:
Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978;
Короткова Н. А. Современные исследования детской игры // Вопросы психологии. 1985. № 2;
Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999.