Онтологизм

ОНТОЛОГИЗМ (от греч. ontos, род. падеж от on - сущее, бытие и logos - слово, понятие, учение) - познавательная установка, исходящая из реальности или необходимости «бытийственного», целостного вхождения познающего человека в существующее в целях подлинного его познания. Онтологизм наиболее характерен для теории познания славянофилов, философии всеединства и во многом связан с гносеологией христианского мистицизма, немецкого романтизма, взглядов позднего Шеллинга и А. Шопенгауэра, противостоящих узкорационалистической теории познания. Как писал Самарин, «рационализм есть логическое знание, отделенное от нравственного начала», начала христианского, в то время как основу познания составляет изначальное «личное откровение» Бога, «освящающее душу каждого человека». А. С. Хомяков считал необходимым живое, естественное слияние познающего человека с познаваемым (состояние веры или живознания), чтобы все разнообразие мира было воспринимаемо, понимаемо «всеми живыми и нравственными силами духа человека», связанного «общением любви» с духом других людей и со Святым Духом. Познание же только рассудочное не способно охватить реальность познаваемого, и «то, что в нем мы познаем, уже не содержит первоначала в полноте его сил». Киреевский полагал, что «для отвлеченного мышления существенное вообще недоступно, ибо только существенность может прикасаться к существенному». Эта «существенность» - целостная, свободная и разумная личность человека, в которой происходит процесс внутреннего развития, даже «свечения» смысла, т. е. процесс богопознания и одновременно миропознания. Познание истины есть пребывание, жизнь в истине. Такое доступно, согласно Киреевскому, только «верующему мышлению». Иное мышление (как и сам его носитель) в силу утраты изначальных связей оказывается «отвлеченным», опустошенным. Онтологизм Голубинского заключался в представлении реального мира как цельного живого Безусловного и «Бесконечного Бытия», которое человек изначально, от рождения предчувствует и неизбежно включает в свой процесс познания, поднимаясь от конечного и условного к Единому Бытию. О. Козлова был связан с учениями Г. В. Лейбница, Р. Г. Лотце, Г. Тейхмюллера и опирался на представление о мировом целом как сросшемся из множества субстанций во главе с Субстанцией (Богом) «организме» и, следовательно, органичной включенности «субстанции» познающего человека в существующее. Эта включенность, или «первоначальное сознание», - невыразима, бессознательна и абсолютна (поскольку мы непосредственно осознаем Бога), а последующее наше сознание уже производно, относительно, хотя «все-таки не чуждо реальности». В понимании В. С. Соловьева, поскольку «человечество истинное, чистое и полное - есть... живая душа природы и вселенной», соединенная, соединяющаяся с Богом и соединяющая «с Ним все, что есть», то истинное познание невозможно без «внутреннего соединения с истинно сущим», с Абсолютным бытием. Соловьев в духе учений славянофилов из 3-х основных функций познания - воображения, творчества и веры - особо выделяет веру как «знание безусловное, мистическое». Близкий ко взглядам Соловьева онтологизм мы находим в учениях Флоренского, Франка, Булгакова, Н. О. Лосского. Онтологизм Флоренского связан с «духовным переживанием полноты бытия», с переживанием слияния отдельного человека, человечества, космоса и Св. Троицы во «всеединство». О. Франка также опирается на метафизику всеединства: всеединство «металогично» или «трансрационально», «непостижимо», и «реальность, как таковая, совпадает с непостижимым» в своих последних глубинах. «Интуиция всеединства, - пишет Франк, - есть первая основа всякого знания». По Булгакову, в религиозном сознании присутствует единое «Сверх-что», Бог, «нечто по существу своему трансцендентно-имманентное», т. е. и потустороннее, и пребывающее внутри мира и человека. Онтологизм Лосского проистекает из «идеи всепроникающего мирового единства», из признания, что «все имманентно всему». Единственной основой познания, согласно Лосскому, может быть только интуиция (чувственная, интеллектуальная и мистическая), непосредственно соединяющая познающего человека с посю- и потусторонним миром. Русские религиозные философы-экзистенциалисты по-своему утверждают истину онтологизма: Бердяев в работе «Я и мир объектов» (1934) говорит о том, что «противоположение познания бытию означает выключение познания из бытия». Должно сохранить изначальную погруженность познающего субъекта в бытие, психологическое приобщение к тайне существования человека и мира. «...Подлинно познавать, - говорит Бердяев, - значит делать близким, т. е. ... относить к существованию, раскрывающемуся в субъекте, как существующем». Такое познание - не отчуждение от бытия, не его объективация, а общение «с людьми, с животными, с растениями, с минералами» и, конечно, с высшим бытием. Согласно Шестову, живое и глубинное вхождение человека в сущее невозможно при включенности только его разума. Необходимо дерзновенно, бунтарски разбудить в себе «новое измерение мышления», перпендикулярное плоскости разума и чувственного мира и устремленное к Богу. Трагические экзистенциальные потрясения и «безумства» человека могут свести на нет бесконечную пропасть между человеком и «последними тайнами бытия». И это позволяет, согласно Шестову, не только приобщиться к подлинному знанию и свободе, но и совершать онтологические чудеса, вплоть до «невозможных».

В. Л. Курабцев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 441-442.

Литература:

Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979; Хомяков А. С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988; Соловьев В. С. Соч. М„ 1988. Т. 1 -2; Франк С. Л. Соч. М„ 1990; Шестов Л. Соч. М., 1993. Т. 1-2; Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994; Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994; Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994; Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1—2. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках: Русская философия в поисках абсолюта: В 2 кн. Спб., 2000.

Понятие: