Лингвистический поворот (СЗФ.ЭС, 2009)
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ (англ. linguistic turn) - термин, которым описывается характерная черта философии 20 века. Первоначально он отражал самосознание аналитической философии, которая понимала собственную деятельность как свершение переворота, даже революцию в философии. Появление аналитической философии и положило начало лингвистическому повороту, когда традиционные философские проблемы стали истолковываться как проблемы анализа языка, на котором они сформулированы, благодаря чему, как утверждали аналитики, эти проблемы смогут получить окончательное разрешение (или будут устранены как псевдопроблемы). Так, М. Шлик в 1930 писал: «Я убежден, что мы сейчас переживаем решающий переворот в философии, и наше мнение о том, что бесплодному конфликту систем пришел конец, можно оправдать вполне объективными соображениями <...>. Исследования, касающиеся человеческой "способности к познанию", если и поскольку они не становятся частью психологии, заменяются соображениями, касающимися природы выражения <...>, т.е. всякого возможного «языка» в самом общем смысле этого слова. Вопросы об «истинности и границах познания» исчезают». Лингвистический поворот совершался в ходе борьбы с психологизмом в логике и теории познания. Он «начался как попытка создать непсихологический эмпиризм путем перефразирования философских вопросов в качестве вопросов «логики»» (Р. Рорти). Однако развитие философии в 20 веке показало, что лингвистический поворот имел и более глубокие истоки: распространяющееся убеждение в том, что язык есть самостоятельная сила, определяющая собой мышление, социальность и даже самый мир, в котором живут люди (ср.: Сепира-Уорфа гипотеза). Хотя язык традиционно был предметом философских размышлений (ср.: Платон, софисты), однако только для философии 20 века характерно представление, что любая философская проблема есть проблема языка. Так, К.-О. Апель отмечает, что «никогда, пожалуй, яснее, чем в 20 веке, не осознавали, что слово «язык» указывает на основную проблему науки и философии, а не просто, например, на один эмпирический предмет науки наряду с другими <...> предметами». К.-О. Апель показывает, что в совр. философии функции трансцендентального субъекта перенимает языковая система. Для М. Хайдеггера язык есть «дом бытия». Для герменевтики язык есть сам опыт мира и встречи с другим человеком.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 153.