Праздники римско-католической церкви
ПРАЗДНИКИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Вершиной литургического года в католической церкви является Священное Пасхальное Триденствие (с вечера Великого Четверга до дня Пасхи включительно), кульминацию которого представляет Святая Ночь — Навечерие Пасхи. Возвращение Пасхе главенствующего места (как это было в древней христианской церкви и сохранялось в Восточных церквах) в католическом церковном календаре последовало после литургической реформы II Ватиканского Собора (1962—1965). До этого господствовала сложившаяся на Западе в средние века традиция почитать в качестве главных праздников Рождество (25 декабря) и связанное с ним Богоявление (6 января; при этом праздновались одновременно три события в жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской), да и ныне на уровне благочестия у большинства католических народов предпочтение пока отдается Рождеству.
В современном католическом церковном календаре различаются два уровня праздников: торжества (праздники особой значимости) и собственно праздники. К торжествам помимо Пасхи (вместе с 7 следующими за ней днями) относятся: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение Христово (подвижный праздник, отмечаемый в четверг на 40-й день после Пасхи), Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов; 50-й день после Пасхи), день Пресвятой Троицы (воскресенье по Пятидесятнице), Пресвятого Тела и Крови Христа (четверг после Троицы), Пресвятого Сердца Иисусова (пятница следующей недели), Христа—Царя вселенной (воскресный день в конце ноября, знаменующий завершение церковного года), Пресвятой Богородицы Марии (1 января), Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря — имеется в виду начало земной жизни Богоматери, непричастной первородному греху от момента ее зачатия), Благовещения (25 марта), Успения (Взятия в небесную славу) Богородицы (15 августа), день св. Иосифа, Обручника Марии (19 марта), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня), день св. ап. Петра и Павла (29 июня), Всех святых (1 ноября).
В число праздников входят дни, посвященные воспоминанию ряда других событий земной жизни Христа и Богоматери, а также дни почитания апостолов. Большинство праздников католической церкви имеют прямое соответствие в календаре православной церкви, однако есть и специфические западные праздники, часть которых гораздо более позднего происхождения, например, Тела и Крови Христа (установлен в 13 веке), Христа—Царя вселенной (в 1925 году) и другие. Праздник Крещения Господня в последние десятилетия отделен от Богоявления и празднуется в следующее за ним воскресенье. Особым днем календаря является Пепельная среда — начало Великого поста, когда по древнему обычаю головы верующих посыпаются пеплом в знак покаяния.
В поместных церквах и отдельных епархиях, а также в монашеских орденах и конгрегациях в ранг торжеств и праздников возведены и другие даты церковного календаря.
Существенным для католического благочестия является понятие «предписанных праздников», т. е. тех дней, в которые каждому католику подобает участвовать в мессе (обедне). Это все воскресенья года (в их число соответственно входят Пасха, Пятидесятница и ряд других праздников, всегда приходящихся на воскресный день), Рождество Христово, торжества Богоявления, Вознесения, Пресвятого Тела и Крови Христа, Пресвятой Богородицы Марии, Непорочного Зачатия Девы Марии, Успения Богородицы, св. Иосифа, св. Петра и Павла, Всех святых.
В большинстве стран мира (в том числе в России) католическая церковь пользуется для определения дат неподвижных праздников григорианским календарем (новым стилем), а при вычислении дат Пасхи и иных подвижных праздников — западной пасхалией, также опирающейся на григорианский календарь. Отсюда расхождение между римско-католической и Русской Православной церквами в датах одних и тех же праздников.
П. Д. Сахаров
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 385-387.