Либидо (СЗФ.ЭС, 2009)
ЛИБИДО (лат. libido - желание, стремление, влечение, страсть) - понятие, введенное в медицинскую, психологическую и философскую литературу во 2-й половине 19 века в работах М. Бенедикта «Электротерапия» (1868), А. Молля «Исследование сексуального либидо» (1898) и др. авторами для определения сексуального влечения, или инстинкта. В 20 веке понятие либидо разрабатывалось в глубинной психологии и прежде всего в психоанализе 3. Фрейда. По признанию последнего, он заимствовал это понятие у А. Молля. 3. Фрейд считал дибидо психической энергией, которая является праосновой всех трансформаций и перемещений сексуального влечения. Стремление, вожделение составляет основу всякой психической жизни. Изначально либидо не имеет никакого определенного содержания, оно обладает лишь направленностью, интенцией. По этой причине может происходить преобразование сексуального влечения: отношения к его объекту (смещение энергетических нагрузок), цели (например, сублимация) и источнику сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон), либидо ведет человека к удовлетворению, к разрядке психического напряжения, причем это удовлетворение может принимать самые различные формы: либидо может найти выход в обычном половом акте, а может перейти в сублимированный акт художественного или религиозного творчества. Оно может также перейти в отклонение, перверсию, переключаясь на самые неожиданные объекты как внутри, так и вне сексуальной сферы. Либидо способно принимать множество форм, не обладая само по себе никакой формой. Оно предстает как могущественная иррациональная сила, антагонистическая деятельности сознания. По мнению 3. Фрейда, мы не можем представить душевной жизни человека, в которой не участвовало бы либидо, даже если оно отдалилось от первоначальной цели или воздержалось от ее осуществления.
Значение термина «либидо» изменялось в различные периоды творчества 3. Фрейда. В его ранних работах - «Навязчивые состояния и фобии» (1895), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Три очерка теории сексуальности» (1905) и др. - понятие либидо обозначает сексуальную энергию, отличную от соматического сексуального возбуждения. Нехватка психического либидо приводит к возрастанию напряжения на соматическом уровне; между психическим и соматическим возникает разрыв, порождающий состояние тревоги. Либидо оставляет неизгладимый след в психической жизни личности. 3. Фрейд выделяет два вида энергетической нагрузки либидо: «Я-либидо» и «объектное либидо». Объектом либидо может быть собственная личность (Я-либидо) или внешний объект (объектное либидо). Существует энергетическое равновесие между этими двумя видами нагрузки: если объектное либидо возрастает, то Я-либидо убывает, и наоборот. В последующих работах - «Лекции по введению в психоанализ» (1917), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и др. - 3. Фрейд сравнивал либидо с Эросом у Платона. Здесь либидо предстает как основа влечения к жизни, как стремление организмов сохранять целостность живой субстанции и создавать новые формы. Либидо есть энергия всякого влечения - любви, будь то половая любовь, себялюбие, любовь к родителям и детям, человеколюбие и т. д. Термин либидо - как сексуальное влечение в самом широком смысле слова - 3. Фрейд использовал в равной мере для объяснения причин возникновения неврозов и других психических расстройств и для объяснения психической жизни нормального человека и его творческой деятельности (сублимация). Либидо становится одним из важнейших понятий психоаналитического (Психоанализ) учения о влечении к жизни (Эрос) и влечении к смерти (Танатос).
Основатель аналитической психологии К.Г. Юнг в сравнении с 3. Фрейдом значительно расширил понятие либидо. У него оно обозначает «психическую энергию» как таковую, присутствующую во всем, что «устремляется к чему-либо». Либидо у К.Г. Юнга предстает как поток витально-психической энергии, оно сродни понятиям «воли» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, «бессознательного» Э. фон Гартмана, «жизненного порыва» А. Бергсона. Все феномены сознательной и бессознательной жизни человека К.Г. Юнг рассматривает как различные проявления единой энергии либидо. Неврозы и психозы оказываются результатом регрессии либидо, его способности поворачиваться вспять под влиянием непреодолимых жизненных препятствий. Такое оборачивание либидо приводит к репродукции в сознании больного архаических образов и представлений, которые К.Г. Юнг рассматривает как первичные формы адаптации человека к окружающему миру. В работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) К.Г. Юнг утверждал, что в процессе всякой человеческой жизни либидо претерпевает сложную трансформацию, принимая разнообразные символические формы, расшифровка и интерпретация которых является одной из основных задач аналитической психологии.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 152-153.