Отношение (Фролов, 1991)

ОТНОШЕНИЕ — момент взаимосвязи всех явлений. О. вещей объективно; вещи не существуют вне О., последнее всегда есть О. вещей, существование всякой вещи, ее специфические особенности и свойства, ее развитие зависят от всей совокупности ее О. к др. вещам объективного мира. Сами свойства, необходимо присущие тому или иному процессу или вещи, проявляются только в их О. к другим вещам и процессам. Развитие явления приводит к изменению его О. с др. явлениями, к исчезновению одних и возникновению др. О. С др. стороны, изменение совокупности О., в которой существует данный предмет, может привести к его изменению. О. так же многообразны, как многообразны вещи и их свойства. Необходимо различать внутренние О. различных, особенно противоположных, сторон объекта и его внешние взаимоотношения с др. объектами. При этом необходимо учитывать во-первых, относительный характер различения внутренних и внешних О., во- вторых, их переходы друг в друга и, в-третьих, то обстоятельство, что внешние О. зависят от внутренних, являются их проявлением и обнаружением. Особый характер имеют общественные О. О. могут быть разделены на существенные и несущественные, необходимые и случайные и т. д. Существенное общее О. между явлениями выступает как закон их развития или функционирования. Человек вступает в 0. с созданными им вещами, объективным миром и с др. людьми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начинает относиться к самому себе как человек (обладает самосознанием), лишь относясь к др. человеку как к себе подобному. Именно этим объясняется, с одной стороны, общественная природа человеческого сознания, а с другой— необходимость изучения общественных О. для познания истории. В диалектической логике «отношения (=переходы= противоречия) понятий = главное содержание логики, причем эти понятия (и их отношения, переходы, противоречия) показаны как отражения объективного мира» (Ленин В. И. Т. 29. С. 178). В математической логике О. противопоставляются свойствам, как многоместные предикаты одноместным (Предикат). Примерами двухместного О. являются «больше», «равно», «причина», О. родства и т. д.; трехместного О.— «между» и др. В формальной логике теория О. создана работами Моргана, Пирса, Э. Шредера. Логическая теория О. исследует общие свойства О. и законы, к-рым они подчиняются. Существенный раздел теории О. составляет исчисление О., родственное теории классов. Здесь исследуются связи между О. и операции над ними и устанавливаются законы, при помощи которых из одних О. можно вывести другие.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 325-326.

Понятие: