Кооперация (Маслин, 2014)
КООПЕРАЦИЯ (лат. cooperatio - сотрудничество) - форма организации труда и шире - общественной жизни, предполагающая совместное участие людей в осуществлении какого-либо дела. Как предмет социально-философского анализа принцип кооперации получил интерпретацию в работах Герцена, петрашевцев, Зибера, трактовавшего с опорой на Маркса социализм как кооперативный строй, представителей народничества. Роль кооперации в нарастании общечеловеческой солидарности отмечал П. И. Мечников в книге «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества» (1889, рус. пер. 1898). Здесь принцип кооперации выводится из естественнонаучных оснований и включает все виды социального взаимодействия. Глубокое философско-социологическое и естественнонаучное обоснование принципу кооперации дал Кропоткин. В результате длительных наблюдений жизни природы в малоизученных районах Восточной Сибири, Амурской области и Северной Маньчжурии он выдвинул биосоциологический закон взаимной помощи, противопоставив его принципу борьбы за существование Ч. Дарвина. Этот закон обусловливает и эволюцию форм человеческого общежития - вплоть до учреждения федерации свободных коммун, охватывающих весь мир. При этом кооперативное начало вовсе не отрицает концентрации крупных производств, просто такая тенденция не признается оптимальной. Эффективная кооперация, по Кропоткину, - результат совместных усилий, проявляемых всеми классами страны (Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным. М., 1921. С. 61). Кооперация - это и источник инноваций, и прорывы в техническом развитии при том условии, если права людей в ней всесторонне защищены, если проведены в жизнь начала самоуправления снизу доверху. У Кропоткина и его последователей укорененность (и оптимальность) принципа кооперации просматривается не только в общественной, но и в природной жизни. Его взгляды на фактор взаимопомощи как причину эволюции живого по сравнению с фактором борьбы за существование Дарвина составляют базис этических представлений, ориентированных на анархический (но не безвластный) коммунизм. Соответственно и теория кооперации получает более широкие обоснования, чем принцип конкуренции или регламентирующего контроля (со стороны государства). Принцип кооперации с акцентом на ее экономическую целесообразность прорабатывался С. Н. Прокоповичем, Туган-Барановским, А. В. Чаяновым, П. Б. Струве, он составлял опору «конструктивного социализма» Чернова и др. идеологов партии эсеров и «народных социалистов». Прокопович разделял понятие кооперации как способ организации социальной жизни, как социально-экономического образования, присущего определенному этапу общественного развития (в России она «ограждает своих членов от капиталистической эксплуатации и стремится осуществить в хозяйственной жизни принцип социального равенства»), как конкретную группу производителей или потребителей. Туган-Барановский считал, что кооперация как форма организации социально-экономической жизни обеспечивает возможность бескризисного развития производства и прогрессирующего потребления. Чаянов трактовал принцип кооперации как основу организации сельского хозяйства в России, поскольку только она выявляет заложенные в самой природе крестьянского труда положительные тенденции. Кооперация в этом плане - организм, складывающийся естественно, но данный процесс можно нарушить через принудительный коллективизм или декретируемый индивидуализм. Известное отражение указанный принцип нашел в работах Сорокина, в первую очередь в его идее о приоритете сверхорганических систем ценностей, которую он развивал в США. Переосмыслению народнической концепции кооперации посвящены последние работы Ленина, который учитывал опыт русских теоретиков кооперации при обосновании основных положений нэпа. «...Многое из того, что было фантастического, даже романтического, даже пошлого в мечтаниях старых кооператоров, становится самой неподкрашенной действительностью». В связи с чем, писал он, «мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм» (Полн. собр. соч. Т. 45. С. 369, 376). Усиление интереса к теории кооперации наблюдалось во 2-й половины 80-х годов в связи с поисками новых форм хозяйствования в условиях так называемой перестройки.
Э. Г. Лаврик
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 293-294.
Литература:
Кропоткин П. А. Взаимная помощь как фактор эволюции. Спб., 1907; Он же. Этика. М., 1991; Струве П. Ь Экономические трактовки истории и историческое понимание общественной жизни (Архив за правне и дружтвене науке. 1936. Кн. XXXV, бр. 5. Белград - на серб, языке); Туган Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1916; Прокопович С. Н. Кооперативное движение в России, его теория и практика. М., 1913; Чаянов А. В. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации. М., 1919; Кооперация. Страницы истории: В 3 т. М., 1990; Корелин А. П. Кооперация и крестьянское движение в России, 1860-1917. М., 2009.