Протестантизм в России и в СССР

ПРОТЕСТАНТИЗМ В РОССИИ И В СССР. В 14 веке в России среди городского населения возникают антифеодальные «еретические» («реформационные» в широком смысле этого термина) движения. В 17 веке развитие товарно-денежных отношений вызывает появление в крестьянской среде первых сектантских общин. В отличие от западных «еретических» движений российское сектантство не смогло стать широким крестьянским движением, формой революционной оппозиции крепостничеству. Его основными формами были: христововерие (хлысты, «люди божии»), впоследствии выделившее скопчество, духоборы, молокане, субботники, обычно представленные различными группировками. Все они решительно отвергали православную церковь, внешнее благочестие в пользу внутренней веры («бог не в бревнах, а в ребрах»), выражали гуманистические идеалы («человек есть дивное создание божие»), стремились создать самоуправляющиеся общины как прообразы «царствия божьего». Первым протестантским объединением в России стала возникшая в Голландии в 16 веке секта меннонитов, или «мирных анабаптистов». Их проповедь отличали идеи смирения и покорности, отказа от насилия и войн, впоследствии четко закрепившиеся в вероисповедальном требовании отказа от воинской повинности и применения оружия. Доктрина эта навлекла на меннонитов жестокие гонения, и начиная с 40-х годов они стали массово переселяться в Северную Германию и Польшу. В 1763 году Екатерина II обнародовала манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселиться в которых губерниях они желают». Меннониты, испытывавшие все большие гонения в Германии, живо откликнулись на него и с 1789 года стали переселяться на юг Украины и в Поволжье. Как правило, их общины добивались экономического процветания, и в 1914 году в России насчитывалось свыше 80 тысяч меннонитов, владевших 800 тысячами десятин земли. Меннониты вели замкнутый образ жизни, не занимались миссионерством. Эта традиция лишь усилилась в обстановке иноязычного окружения, и заметного воздействия на религиозную ситуацию в России меннониты не оказали. Со второй половины 19 века в Россию из Германии стали проникать и активно действовать профессиональные баптистские миссионеры. В результате число последователей баптизма стало быстро расти на юге Украины, на Кавказе и в Поволжье, т. е. в регионах, где товарно-денежные отношения прогрессировали наиболее быстро. В 1884 году создается Русский баптистский союз под руководством немецкого миссионера Г. Виллера, которого в 1885 году сменил Дей Мазаев, преуспевающий миллионер-овцевод. Несколько позже под влиянием проповедей английского лорда Редстока среди петербургской знати стало распространяться учение евангельских христиан (редстокисты, пашковцы), родственное баптистскому. В 1876 году они создали Общество поощрения духовно-нравственного чтения, наладившего выпуск евангелической литературы. Одновременно в Таврической губернии появились адвентисты. При всем несходстве между собой эти течения представляли новый тип религиозных организаций — сложившиеся буржуазно-протестантской церкви с профессионально отлаженной системой миссионерства. В первую очередь они стали быстро обретать влияние среди последователей старого русского сектантства, в основном утратившего социальную почву после отмены крепостного права и в значительной мере остававшегося рыхлым образованием. В области вероисповедной для верующих это означало принятие четкой, в деталях разработанной догматики, в сфере моральной — отказ от концепции «самоспасаемости» грешника в пользу доктрины предопределения, в культе принятие строгой обрядности и организации церковного типа. В 20-е годы 20 века протестантские секты пополнились христианами веры евангельской (пятидесятниками), родственными с баптизмом, а после воссоединения в конце 30 — начале 40-х годов Западной Украины, Белоруссии и Молдавии — свидетелями Иеговы. Все они образовали мощный конгломерат протестантских сект, постепенно ставших играть значительную роль на отечественной почве. По весьма приблизительным данным, в 1914 году в России насчитывалось около 1 млн сектантов, среди которых протестанты составляли не более одной четверти. К настоящему времени картина радикально изменилась. Заметно убывали, а ныне почти сошли на нет формы старого русского сектантства. В то же время оживление мелкобуржуазной идеологии в годы нэпа, последующие годы репрессий и гонений на верующих, трагические последствия Великой Отечественной войны и последующий период застоя с его бездуховностью и нравственной эрозией составили благодатную почву для влияния протестантских сект, к тому же пользующихся поддержкой своих заграничных центров. Этому немало способствовало их организационное укрепление. В 1944— 1945 годы баптисты и евангельские христиане объединились в союз евангельских христиан—баптистов (ЕХБ). В 1945 году к ним присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 году так называемые братские меннониты. В начале 60-х годов от ЕХБ отделились так называемые «инициативники», которые стали действовать нелегально. Активизировались и экстремистские группы в других сектах (адвентисты-реформисты, пятидесятники-сионисты и др.).

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 205-207.