Евангелия (СИЭ, 1964)

ЕВАНГЕЛИЯ (от. греч. eyaggelion - благая весть) - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни мифического основателя христианства Иисуса Христа. Из нескольких десятков написанных Евангелий четыре - Евангелия от Матфея и Иоанна, якобы принадлежавшие перу учеников Иисуса, и Евангелия от Марка и Луки (их авторами церковь считает учеников апостолов Петра и Павла) - признаны церковью каноническими, т. е. священными. Они включены в Новый завет и богослужебные книги христианской церкви; остальные Евангелия объявлены апокрифическими (см. Апокрифы) и отвергнуты церковью как еретические. В противовес церковной традиции, относящей написание Евангелий к 50-70-м годам 1 века, научная критика относит составление Евангелий к периоду возникновения христианской церкви и оформления церковной догматики; наиболее вероятная датировка Евангелий - не ранее, чем 2-я четверть 2 века. Процесс исправления и редакции Евангелий длился до начала 4 века. Среди канонических Евангелий выделяются первые Евангелия: от Матфея, Марка, Луки, называемые синоптическими (т. е. совместно обозримыми), у которых общим является примерно 1/3 их содержания. От этих Евангелий, повествующих главным образом о земной жизни Иисуса, резко отличается Евангелие от Иоанна, полное сложных религиозно-философских образов и подчеркивающее больше религиозные идеи воплощения "божественного логоса", чем "биографию" Иисуса. Между Евангелиями (даже синоптическими) существуют большие расхождения, в них много внутренних противоречий (так, у Матфея Иисус поручает ученикам крестить "все народы" (XXVIII, 19), хотя раньше (Х,5) он запрещает апостолам идти к "язычникам"; в Евангелии от Матфея родословная Иисуса ведется от Авраама и насчитывает 42 звена (I, 1-17), у Луки восходит к Адаму, а между Авраамом и Иисусом насчитывается 55 поколений). Научная критика указала на грубые ошибки, которыми изобилуют Евангелия. Их составители, двое из которых, согласно церковной традиции, происходили из Палестины, плохо знали историю и географию этой страны (так, у Луки (III, 2) говорится о 2 первосвященниках - Анна и Кайафа, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник; в Евангелиях рассказывается о "великой буре" (Марк, IV, 37) на "Галилейском море" (так называемое Генисаретское озеро), но на этом маленьком озере вообще не могло быть бурь; небольшое однолетнее растение горчица в Евангелии называется деревом (Матф., XIII, 32) и т. п.).

Социально-политическая программа Евангелия отличается двойственностью. С одной стороны, Евангелия обращаются к трудящимся и угнетенным, прославляют бедных и осуждают богатство и богачей, с другой стороны, говорится о добродетельных мытарях (богачах), проповедуется примирительное отношение к римским властям и не осуждается рабство, а рабы призываются к повиновению. Социальная двойственность Евангелия отражает различные исторические этапы в развитии христианства (первоначально основную массу верующих составляли рабы и бедняки), пестрый социальный состав христианских общин, их приспособление к социальному строю Римской империи. Реакционная евангельская проповедь о загробном воздаянии угнетенным, о непротивлении злу, о смирении и терпении использовалась и используется господствующими классами для удержания трудящихся в повиновении. Евангелия являются важнейшим источником для исследования христианской идеологии середины и 2-й половины 2 века (в частности, для истории окончательного оформления мифа о Христе), христианских общин этого периода и идейной борьбы внутри них и между ними.

Противоречия в Евангелиях отмечали еще в древности критики христианства Цельс (2 век) и Порфирий (3 век). Отдельные сомнения в истинности Евангелий не получили широкого распространения в средние века, в эпоху господства религиозного мировоззрения. Рост критического отношения к авторитетам и развитие историко-филологической критики в период Возрождения (филологическая критика Евангелий у Валлы, Эразма Роттердамского) подготавливали почву для критики Евангелий по существу. В эпоху Просвещения было подмечено и разоблачено много исторических, географических, лингвистических несообразностей и противоречий в Евангелиях (английские деисты 17-18 веков, немецкий ученый г. С. Реймарус во 2-й половине 18 века, Вольтер, энциклопедисты круга Гольбаха - Дидро - 2-я половина 18 века). Просветители подвергли рационалистической критике саму возможность евангельских чудес, указали на земные корни, которые приводили к созданию Евангелий. Ряд просветителей (французские ученые Ш. Ф. Дюпюи, К. Вольней) пришел к идее о мифологичности образа Иисуса, подхваченной так называемой мифологической школой (см. ниже). В 19 веке так называемая новотюбингенская школа (немецкий ученый Ф. X. Баур и др.) начала впервые систематический анализ Евангелий. Она вскрыла многочисленные идеологические напластования в Евангелиях, наличие многих редакций и заимствований, установила твердые основания для исторической датировки Евангелий, показав неправильность церковно-канонической хронологии. Особую роль сыграли работы Бруно Бауэра, основоположника так называемой мифологической школы 19-20 веков. Исследователи этой школы (английский ученый Дж. Робертсон, немецкий А. Древс, американский У. Смит, французский П. Л. Кушу и др.), основываясь на огромном количестве сравнительно-исторического и мифологического материала, доказали, что Евангелия - это религиозно-литературные, а не исторические произведения, они не имеют ничего общего с исторической действительностью начала и середины 1 века н. э. В современной буржуазной историографии в вопросе о Евангелиях наблюдается тенденция к отходу от прогрессивных традиций - исчезновение так называемой мифологической школы и смыкание с позициями традиционного богословия (американский ученый А. Олмстед и др.). Однако ряд работ (например, труды французского ученого П. Альфарика, публикации кумранских документов и др.) представляет несомненную ценность. Буржуазные историки и философы мало интересовались социальными корнями христианства, поэтому они не смогли объяснить социальной сущности и причин возникновения евангельских идей и образов и их победы над язычеством. Идеологические корни христианства и его социальная сущность были вскрыты в трудах основоположников марксизма-ленинизма (особенно у Энгельса в специальных работах о первоначальном христианстве), идеи которых плодотворно разрабатываются советскими и прогрессивными зарубежными историками. Большой вклад в разработку проблем, касающихся Евангелий, особенно вопросов о социальной программе Евангелий как отражения классовой борьбы в Римской империи, внесли советские историки А. Б. Ранович, Р. Ю. Виппер, английский ученый А. Робертсон, итальянский ученый А. Донини, французский ученый Ш. Эншлен.

И. А. Энгельгардт. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Ленцман Я. A., Происхождение христианства, М., 1960;

Loisy A., Les évangiles synoptiques, v. 1-2, P., 1907-08;

см. также лит. при статьях Библия, Христианство.

Понятие: