Индивидуальный подход
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. Каждый ребёнок представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ей особенностями. Формирование всесторонне развитого человека возможно только в том случае, если в процессе обучения и воспитания будут учитываться индивидуальные особенности каждого школьника. О необходимости сочетать постановку общих педагогических задач с индивидуальным подходом говорил А.С. Макаренко - «Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть и общая программа, «стандартная», и индивидуальный корректив к ней».
Индивидуальный подход даёт возможность педагогу выявить направленность личности каждого ребёнка, его склонности, интересы, способности. Применяя индивидуальный подход, учитывая интересы, склонности и другие особенности детей, педагог активно воздействует на учащихся в процессе обучения и воспитания, сам формирует определённые интересы и потребности у уч-ся, направляет формирование их индивидуальности. Осуществление индивидуального подхода необходимо для всестороннего развития положительных качеств каждого ребёнка и для перевоспитания, если у него сформировались отрицательные качества. Ребёнок реагирует на воспитательные воздействия по-разному в зависимости от ранее сложившихся черт его личности, от причины, вызвавшей поступок, на который это воздействие направлено, от взаимоотношений с воспитателями, а также со всеми окружающими детьми и взрослыми и, наконец, от его отношения к данному воспитательному воздействию. Следовательно, воздействия учителя, применяемые им лично или через детский коллектив, всегда опосредствуются личностью ученика. Отсутствие индивидуального подхода при организации учителем и воспитателем педагогических воздействий нередко ведёт к тому, что они или вообще не оказывают влияния на ребёнка, или их результат оказывается неожиданным для воспитателя.
Для осуществления индивидуального подхода учитель должен постоянно наблюдать и изучать учащихся в процессе их деятельности, т. к. ему необходимо знать индивидуальные особенности детей и понимать причины тех поступков, которые требуют применения воспитательных воздействий. Одинаковые на первый взгляд поступки детей могут быть вызваны самыми различными причинами, а успех педагогических воздействий зависит, в первую очередь, от того, найдена ли была подлинная причина этого поступка и соответствует ли ей принятая мера.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 266.