Танец (Беловинский, 2007)
ТАНЕЦ — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами ритмически четких и систематизированных пластических движений человеческого тела. До конца XVII века, по-видимому, в России употреблялись исключительно народные танцы, причем, можно полагать, главным образом в простонародной среде, поскольку женщины в социальной верхушке в основном вели замкнутый образ жизни и даже в пирах должны были соблюдать тогдашние правила приличия и скромности. Перелом наступает в первой четверти XVIII века, когда, по требованию Царя, жены и дочери сановников и офицеров должны были принимать активное участие в ассамблеях, где танцы были основным видом развлечения.
Употреблялись только западноевропейские танцы, например, широко распространенный менуэт, который появился в России в 1730-х годах и исполнялся на балах до 1830-х годов. Танцы этого типа были медленные, требовавшие плавных величественных движений, даже жеманности, движения в основном были построены на поклонах и реверансах. К концу XVIII века определился основной набор танцев, исполнявшихся на балах. Помимо медленных танцев-шествий, например непременного полонеза (польского), которым открывались балы, начинают употребляться и более живые танцы, как-то: гросс-фатер, вальс и особенно мазурка — танец чрезвычайно быстрый, состоявший из резких, нередко рискованных импровизированных движений. Исполнение их встречало некоторое сопротивление у пожилой и более консервативной части общества; например, вальс поначалу считался танцем неприличным, поскольку кавалер должен был обнимать даму за талию, и Император Павел I даже запретил на балах обнимать даму двумя руками.
В 1830—1840-х гг., а особенно во втор. пол. XIX в., европейские танцы, главным образом быстрые, проникают и в купеческую и даже мещанскую среду. В средних городских слоях известную популярность примерно с 1860-х годов получил канкан, имевший вульгарный характер и исполнявшийся только в танцклассах или в компаниях невысокого разбора, в 1890-х годах стали употребляться па-де-катр, па-де-патинер, лансье. Последний танец вместе с кадрилью прочно вошел в народную среду, причем на основе народной пляски были созданы многочисленные местные варианты кадрили и «ланце». Одновременно в русском дворянском обществе, во всяком случае, еще в первой половине XIX века и особенно в провинции было принято (правда, не на балах) исполнять и народные пляски, например барыню, камаринского, а на Украине — гопак, казачка и т. п. пляски импровизационного характера. Вообще импровизация была весьма популярна даже в светских танцах — в мазурке, котильонах, а занимавший особое место танец с шалью вообще был построен на импровизации. Танцевальному искусству с детства обучали особые учителя, чаще иностранцы, и устраивались детские балы.
Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 673.