Критериальная валидность
КРИТЕРИАЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ (от греч. kriterion — признак, на основании которого производится оценка, и англ. valid— имеющий силу). Вид валидности, основанный на сопоставлении результатов выполнения теста с неосредственными и независимыми оценками тех, прежде всего поведенческих, проявлений, которые должен предсказать тест, т. е. с оценками критериальных ключевых признаков. Процедура обеспечения критериальной валидности заключается в том, что задания для теста отбираются только тогда, когда они могут отделить релевантные (т. е. собственно критериальные) группы от контрольных. Для тестов такого типа основную роль играет их дискриминативность (т. е. возможность распределять испытуемых по группам): важен сам факт, что тест или отдельное его задание является дискриминативным, а не причина, по которой это происходит. Правда, в случае, когда группы отличаются друг от друга только по одной переменной, причина такой дифференциации более видна. Но, как правило, критериальная валидность используется в случае множества содержательно мало учитываемых признаков. Часто задания, отобранные на основании того, что он могут разделять группы по одному основанию, вполне могут разделять группы и по разным другим основаниям. Поэтому шкала теста, построенная таким образом, может не быть однородной, т. е. показатели внутренней согласованности могут быть низкими. Наилучшим и самым простым способом определения критериальной валидности является вычисление дихотомической корреляции (есть признак — нет признака) между итоговом баллом по шкале и принадлежностью к критериальной группе. Например, если разрабатывается опросник прогноза алкоголизации, то такой критериальной группой будет группа алкоголиков. Критериальная валидность может рассчитываться не только в отношении всей шкалы опросника, но и в отношении каждого ее пункта. Обычно количество 30 заданий является достаточным для формирования шкалы психологического опросника на основе критериальной валидности. Литература, Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. М., 1993.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 280.