Стимулирование

СТИМУЛИРОВАНИЕ — метод воздействия на трудовое поведение работника, опосредованный через его мотивацию. Применяется в управлении наряду с прямым методом воздействия — через приказ, задание, когда результат достигается за счет того, что для работника «потери» от возможных санкций за невыполнение превышают его «затраты» на выполнение. При стимулировании побуждение к труду происходит через удовлетворение различных потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие. Ориентация на получение удовлетворения в целом побуждает человека к определенному поведению сильнее, поэтому воздействие через стимулы обычно оказывается эффективнее прямого воздействия, но по своей организации сложнее последнего. Деление стимулов на «материальные» и «моральные» условно, они взаимозаменяемы. Премия, несомненно, выступает и как материальное поощрение, и как проявление уважения, оценка заслуг. Иногда ориентация на общение, престиж проявляется сильнее, чем ориентация на денежное вознаграждение. В социологии подход к проблеме трудового стимулирования состоит в выделении и сопоставлении, с одной стороны, системы стимулов, а с другой — системы мотивов и потребностей, на удовлетворение которых направляются эти стимулы. И в той мере, в какой согласуются эти встречные «потоки», стимулирование будет эффективным. Задача управления состоит в таком воздействии стимулами на потребности, которое вызвало бы целесообразное для организации трудовое поведение.

А.И. Пригожин

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 503-504.

Литература:

Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989; Егоршин А.И. Управление персоналом. Н. Новгород, 1997; Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.

Понятие: