Концептуальный каркас
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КАРКАС (англ. conceptual frame-work) - понятие, обозначающее охватывающую языковую или категориальную систему, в рамках которой осуществляются конкретные познавательные построения. Концептуальный каркас представляет собой предпосылочную структуру, которая может охватывать много теорий. Можно говорить, например, об общем концептуальном каркасе науки Нового времени. Истоки проблемы концептуального каркаса обычно связывают с И. Кантом, который различал познавательную деятельность в рамках опыта и категориальную структуру, организующую этот опыт, придающую ему формальное единство, однородность и непрерывность. Это различие отражено в характеристике им своего учения как соединения «трансцендентального идеализма» с «эмпирическим реализмом». С формальной стороны предметы опыта идеальны, они структурированы нашей категориальной схемой, однако эмпирически они реальны, и мы можем сколь угодно далеко продвигаться в сфере предметов опыта, занимаясь их познанием. Но выйти за свой категориальный каркас мы не можем, поскольку он для нас единственно возможен и обусловлен родовой природой человека. Рефлексия над ним является онтологией в новом смысле, в отличие от старой онтологии как спекулятивной науки о сверхчувственных основах вещей. В. фон Гумбольдт, знаменитый лингвист и последователь И. Канта, связал категориальные структуры с языком, что вело к релятивизму в проблеме концептуального каркаса: «Различные языки по своей сути, по своему влиянию на познание и на чувства являются в действительности различными мировидениями». В 1930-е годы эта идея была развита в так называемой «гипотезе лингвистической относительности» или «гипотезе Сепира-Уорфа» (Сепира-Уорфа гипотеза). Эти лингвисты доказывали, что мир дан человеку через язык, с помощью которого происходит различение, идентификация, классификация и наделение значениями и т.п. всех данных человеку явлений. Носители разных языков живут в различных мирах, что особенно заметно при сравнении сильно отличающихся языков.
Р. Карнап в работе «Эмпиризм, семантика и онтология» (1950) ввел тематику концептуального каркаса в философию науки. В научном познании всегда принимается определенный язык, что определяет соответствующий концептуальному каркасу. Например, познание микромира в квантовой механике сопровождается принятием концептуального каркаса, существенно отличного от языка классической физики. Коль скоро определенный язык принят, то могут ставиться два типа вопросов: внутренние (эмпирические, научные) и внешние (философские). В первых идет речь о свойствах и законах поведения объектов, задаваемых концептуальным каркасом. Внешние - это философские вопросы, касающиеся существования или реальности всей этой системы объектов в целом. Это онтологические вопросы, однако рациональный ответ на них может состоять лишь в оценке прагматических, инструментальных достоинств концептуального каркаса, а не в его соответствии с реальностью самой по себе. Дальнейшее прояснение и развитие эта тематика получила в концепции «онтологической относительности» У.В.О. Куайна.
В постпозитивистской (Постпозитивизм) философии науки к понятию концептуального каркаса близки такие термины, как «концептуальная популяция» С.Э. Тулмина, «парадигма» Т. Куна, фундаментальная теория П. Фейерабенда. Это понятие стало одним из центральных в дискуссиях о несоизмеримости и непереводимости теорий ("Несоизмеримости теорий тезис), теоретической нагруженности фактов, релятивизме и реализме. С критикой тезиса о всецелой зависимости нашего знания от концептуального каркаса выступил К. Поппер, назвавший это «мифом концептуального каркаса». Д. Дэвидсон в работе «Об идее концептуальной схемы» (1974) выступил против онтологического релятивизма, считая характерный для трактовок концептуального каркаса дуализм эмпирического содержания и концептуальной схемы «третьей догмой эмпиризма».
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 150.