Военные специалисты
ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ (военспецы), генералы, адмиралы, офицеры и чиновники старой русской армии и флота, привлечённые на службу в РККА и РККФ во время Гражданской войны и интервенции в Советской России. После Октябрьской революции офицерство старой армии и флота разделилось на несколько групп. Одна из них (около 8 тысяч генералов и офицеров) добровольно перешла на сторону Советской власти. В их числе известные впоследствии военачальники: М. Д. Бонч-Бруевич, И. И. Вацетис, С. С. Каменев, Б. М. Шапошников, Ф. Ф. Новицкий, А. И. Егоров, А. А. Самойло, А. И. Корк, Д. М. Карбышев, В. М. Альтфатер и др. К середине июня 1918 года около 9 тысяч офицеров добровольно вступили в Красную Армию. Вторая группа не признавала Советскую власть, но не встала на путь открытой борьбы с нею и заняла выжидательную нейтральную позицию. Третья группа открыто перешла в лагерь контрреволюции и составила её ударную силу.
В. И. Ленин поставил перед Коммунистической партией и Советским государством задачу привлечения буржуазных военных специалистов к строительству Красной Армии и к управлению войсками при ведении боевых действий. Он указывал: «совершенно незачем выкидывать полезных нам специалистов. Но их надо поставить в определенные рамки, представляющие пролетариату возможность контролировать их. Им надо поручать работу, но вместе с тем бдительно следить за ними, ставя над ними комиссаров и пресекая их контрреволюционные замыслы» (ПСС, т. 38, с. 6—7). 19 марта 1918 года СНК принял решение о широком привлечении в Красную Армию старых военных специалистов. 26 марта Высший военный совет издал приказ об отмене выборного начала в армии. Этим был открыт доступ в ряды Красной Армии бывших генералов и офицеров. Против использования бывших офицеров выступили «левые коммунисты», а позже «военная оппозиция». С другой стороны, значительную опасность представляла позиция Наркомвоена и председателя РВСР Л. Д. Троцкого и его единомышленников, которые преклонялись перед авторитетом буржуазных военных специалистов, слепо доверяли им и игнорировали необходимость строгого пролет, контроля за их работой. 8-й съезд партии (1919) осудил «военную оппозицию», взгляды Троцкого и его сторонников.
По мере расширения Гражданской войны и увеличения численности Вооруженных Сил потребность в опытных военных кадрах возрастала. Были созданы военные школы и курсы для ускоренной подготовки красных командиров из рабочих и крестьян (см. Военно-учебные заведения). Декретом СНК от 29 июня 1918 года вводилась мобилизация бывших офицеров и чиновников. К сентябрю 1919 года в ряды Красной Армии зачислено 35,5 тысяч офицеров и генералов и около 4 тысяч военных чиновников. До конца Гражданской войны всего было призвано 48,5 тысяч офицеров и генералов. Кроме того, было призвано 10,3 тысяч военных чиновников, около 14 тысяч военных врачей. Постепенно командиры из рабочих и крестьян, кончавшие военные школы и курсы, заменяли бывших офицеров. В 1918 году военные специалисты составляли 75% командного состава Красной Армии, в 1919 году — 53%, в 1920 году — 42%, в конце 1921 года — 34%. Передавая свой оперативный и технический опыт, военные знания, военные специалисты оказали большую помощь Советскому государству в строительстве Вооруженных Сил и в организации разгрома интервентов и белогвардейцев. См. также Спецы и Интеллигенция.
Использованы материалы изд.: Гражданская