Качествование
КАЧЕСТВОВАНИЕ - термин, использующийся в трудах ряда зарубежных и русских мыслителей. Содержание его многозначно. Наиболее полно оно раскрыто в работах Карсавина, который связывает наличие исторического субъекта, его сознание и самосознание с обязательностью его качества. «Бескачественный субъект, - писал он - бескачественное «Я» просто не существует и как такового себя никогда не сознает. Самосознание бескачественности — чистейшая фикция: вне конкретных качествований самосознания нет хотя наличествует и с разной степенью интенсивности или опознанности...» Понятие качествование служит выражением деятельно-личностного характера качества, поскольку оно присуще активно действующему и познающему субъекту в ситуациях качественного многообразия. Это процесс актуализации качества, реализации возможностей одного из качеств (при условии многообразия качества) с направленностью его на другое, «иное». Субъекты - личности, индивидуальности осуществляют себя, «качествуя», актуализируясь в бытии, социально-исторической событийности, процессах; «качеегвование есть момент личности и сама личность, но в связи с иным. И понятно, что, какой бы из моментов-личностей всеединства мы ни взяли, во всяком могут индивидуализироваться все эти качесгвования». Субъект осознает себя и как данное качествование, и как все другие качествования в возможностях, что есть не отсутствие др. качеств, а их потенциальное наличие, особого рода присутствие. Именно через различные виды качествования происходит становление и реализация деятельности субъекта. Это качественное многообразие проявляется в конкретно-реальном «стяженном» единстве. Актуализируя понимание многогранности качества, Карсавин подчеркивал, что полноценным субъект может быть только тогда, когда он познает и действует, сочетая принципы множества и единства. В то же время, поскольку божественное не имеет независимого иного, оно выводится за рамки анализа качественного многообразия: определяя его, оно является надкачественным. В истории общественной мысли, в том числе и философской, выделяется ряд этапов понимания качества. В развертывании историософского исследования Карсавин делает акцент на соотношении системного и функционального качества при мировоззренческой и логико-гносеологической ориентации. Учитывая все типы качества, он выделяет социальный (исторический) и духовный типы. Специфику социального качества определяет качествование субъекта. Перед нами «многообразно качествующий субъект», где переходят друг в друга не его качествование, а он сам из одного вида качествования в другое. Таким образом, в религиозно-философской форме Карсавин, по сути дела, рассматривал качество в его системной целостности с выходом на многомерную динамическую структуру, т. е. на то, что теперь относят к ингегральной функции качества (как системного качества). Все многообразие качествования (природно-космических, хозяйственных, государственных, культурных, индивидуальных), описанных Карсавиным, выступает как структура развития со всеми свойствами системности и организованности: целостности, взаимосвязанности, иерархичности.
В. Ю. Крянев
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 272-273.
Литература:
Карсавин Л. П. Философия истории. Спб., 1993;
Карсавин Л. П. О началах. Спб., 1994.