Адам (Василенко, 1996)
АДАМ (древнеевр. ’adham, греч. Adam - взятый из красной земли) - в Св. Писании имя первого человека, созданного Богом по Своему образу и подобию (Быт.1-3). Адам был помещен в Эдем и совершил грехопадение, нарушив заповедь не вкушать с древа познания. Христианские мыслители расходятся в вопросе, признавать ли его индивидуальной личностью или же Всечеловеком, всем человеческим родом в целом. Филон Александрийский (I в.) считал Адама идеальным человеком из горнего мира, а не воплощенным духовным существом, каким мы его видим в истории. Ап. Павел говорил о Христе как небесном Адаме, противопоставляя его ветхому Адаму - человечеству в падшем состоянии. В святоотеческой мысли прослеживается тенденция рассматривать Адама как человеческий род, как природу человека вообще, а каждого отдельно взятого человека-как ипостась (неповторимо-индивидуальное выражение) этой природы. В учении о первозданном Адаме находят себе выражение две глубоких религиозных интуиции - интуиция общности человеческой природы и интуиция свободы как начала греха. Мы, люди, не изолированные индивиды, а род, т.е. некоторое органическое целое. (Е.Трубецкой).
Василенко Л.И. Краткий философско-религиозный словарь. М., 1996.