Интерсубъективность (СЗФ.ЭС, 2009)
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ - в философии Э. Гуссерля проблематика конституирования других существ в качестве сознательных субъектов, возникшая в связи с разработкой проекта трансцендентальной феноменологии. Феноменологическая постановка проблемы и. состоит в том, чтобы благодаря своеобразному эпохе («примордиальной редукции») «выключить» все связанные с другими субъектами смыслы и переживания и понять формирование смысла конструкции «другого Я» исключительно на почве самоконституирующей активности трансцендентального сознания. Фундаментом опыта другого является полученная в ходе редукции «сфера собственного» - непосредственно данные собственные переживания и их интенциональные корреляты (первично лишенный сознания общности внешний телесный мир). Конституирование другого сознания происходит на основе опыта собственной телесности и «аналогизирующей аппрезентации», благодаря которой внешние тела, подобные собственному телу, воспринимаются по аналогии с ним как выражения внутренней психической жизни. Опыт другого является у Э. Гуссерля основой конституирования объективной значимости природы, а также феноменов социального мира. Критической репликой на гуссерлевскую трактовку и. стало хайдеггеровское понятие события, обозначающее фундаментальный модус бытия Dasein. Будучи структурой бытия-в-мире, событие означает изначальную открытость для других и возможность разнообразных отношений к другим и к самому себе. Первичным в опыте другого, по М. Хайдеггеру, является не самопознание, а совместное практически-инструментальное обращение с миром. С точки зрения Ж.-П. Сартра, опыт другого должен раскрываться на уровне конкретной личной коммуникации. Он представляет первичное отношение к другому в виде взаимного отрицания двух свободных субъектов, в котором каждый утверждает себя в качестве субъекта путем объективации другого. Для М. Мерло-Понти опыт другого не является ни субъектно-объектным отношением, ни межличностным противоборством, но солидарной интеракцией в изначально общем социальном пространстве. В исходном для опыта другого восприятии его тела оно дано в качестве реализации общих интерактивному сообществу (Интеракция) поведенческих возможностей и способов обращения с миром.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 146-147.