Ленд-лиз (Вышинский, 1948)
ЛЕНД-ЛИЗ (буквально "заём-аренда") - система передачи Соединёнными Штатами взаймы или в аренду вооружения, военных и других необходимых для ведения войны материалов союзным странам в период второй мировой войны. Убедившись на опыте первой мировой войны, что поставки военных материалов союзникам в порядке кредита не обеспечивают достаточно выгодного возмещения, США в период второй мировой войны решили ввести другую систему, идея которой принадлежала президенту Ф. Рузвельту (...) и которая, по его словам, должна была быть не "системой дебета и кредита", а системой взаимного военного снабжения.
В январе 1941 года Рузвельт выступил с предложением о создании системы ленд-лиза, и, несмотря на оппозицию изоляционистов, конгресс США 11. III 1941 года подавляющим большинством голосов принял закон о ленд-лизе. Принятием закона о ленд-лизе отменялись прежние законы США, запрещавшие наймы и кредиты воюющим странам.
Закон о ленд-лизе предоставлял президенту полномочия продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, оборону которой президент считал необходимой для безопасности США.
Срок полномочий президента США по поставкам материалов и оказанию услуг был первоначально определён до 30. VI 1943 года, затем ежегодно продлевался, причём последний срок был установлен до 30. VI 1946 года. Однако уже 21. VIII 1945 года правительство США объявило о прекращении поставок по ленд-лизу. Фактически они были прекращены в сентябре 1945 года всем странам, за исключением гоминдановского правительства Китая, поставки которому продолжались и в дальнейшем, являясь одним из важнейших средств американской интервенции в Китае.
После принятия закона о ленд-лизе правительство США заключило со странами, получавшими помощь по ленд-лизу, "основные соглашения о ленд-лизе" и "соглашения о взаимной помощи".
Сумма ленд-лизовских поставок в среднем в 1941- 1945 годы составила всего 15% общей суммы военных расходов США и свыше 50% экспорта США.
В соглашениях, заключённых США с некоторыми странами, получившими ленд-лизовские материалы, были установлены следующие основные принципы урегулирования расчётов по ленд-лизу:
1. Материалы, уничтоженные, утраченные и потреблённые во время войны, не подлежат никакой оплате.
2. Материалы, оставшиеся после окончания войны и пригодные для гражданских потребностей, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита.
3. Военные материалы остаются в странах, их получивших, но правительство США сохраняет за собой право истребовать эти материалы. В то же время правительство США заявляет, что оно, как правило, не воспользуется этим правом.
4. Оборудование, не законченное производством к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могут быть приобретены странами, для которых они заказаны, причём правительство США предоставляет долгосрочный кредит на оплату таких материалов и оборудования.
По соглашению США с Англией от 6. XII 1945 года об урегулировании отношений, вытекающих из ленд-лиза, Англия обязалась уплатить 532 млн. долл. за оставшиеся после войны ленд-лизовские материалы и избыточное имущество, принадлежащее США, а также за сооружения США на территории Соединённого Королевства. Кроме того, Англия обязалась уплатить 118 млн. долл. как разницу между стоимостью взаимных поставок товаров и услуг, предоставленных правительствами США и Англии через систему ленд-лиза после победы над Японией. Общая сумма в 650 млн. долл. подлежит выплате Англией в течение 50 лет начиная с 31. XII 1951 равными частями ежегодно с начислением с 1951 года процентов по ставке 2% годовых.
Значение помощи, предоставленной в ходе войны по ленд-лизу, не следует преувеличивать. В частности Советская Армия, сыгравшая решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, получила от советской промышленности неизмеримо большее количество танков, самолётов, орудий и других видов вооружения, чем от США по ленд-лизу. Удельный вес поставок союзниками промышленных товаров в СССР по отношению к размерам производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за период военной экономики составил всего лишь около 4%.
Огромные материальные потери, понесённые Советским Союзом, вынесшим на себе основную тяжесть борьбы против гитлеровской Германии и её союзников, ни в коей мере не компенсировались помощью, полученной от США по ленд-лизу. Характерно, что СССР получил в несколько раз меньше поставок по ленд-лизу, чем Британская империя, хотя роль последней в войне не могла идти ни в какое сравнение с ролью Советского Союза.
Хотя Рузвельт и заявлял, что единственной важной выгодой, которую получат США от поставок по ленд-лизу, является содействие скорейшему разгрому Германии и Японии, на деле ленд-лиз облегчил США их экономическое проникновение в страны Европы и Азии. Ленд-лиз в значительной степени способствовал расширению производства США в годы войны за счёт увеличения правительственных военных заказов для поставок вооружения союзникам. Поэтому система ленд-лиза усилила экспансионистские тенденции в США, поскольку американские товары не находят после войны достаточных внутренних рынков сбыта из-за снижения жизненного уровня широких масс населения США.
Как во время войны, так и особенно после её окончания в системе ленд-лиза имели место существенные отклонения от тех целей, ради которых она формально вводилась. Ещё в годы войны США осуществляли поставки по ленд-лизу странам, не только не входившим в антигитлеровскую коалицию, а, наоборот, оказывавшим поддержку Германии (например, Турции).
После второй мировой войны правительство США применяло ленд-лиз в открыто реакционных целях, продолжая поставки оружия и других материалов правительству Чан Кай-ши для борьбы против демократических сил Китая.
В отношении Англии, Франции и других капиталистических стран ленд-лиз способствовал экономическому и даже политическому подчинению их Соединённым Штатам, что проявилось как при урегулировании расчётов по ленд-лизу, так и особенно в ходе проведения США "плана Маршалла".
Советский Союз и Соединённые Штаты заключили 15. X 1945 года соглашение о поставках в порядке долгосрочного кредита Советскому Союзу Соединёнными Штатами оборудования, имевшегося в наличии или заказанного по ленд-лизу, но не поставленного к этому времени, на общую сумму в 244 млн. долл.
В декабре 1946 года США односторонне прекратили поставку оборудования для СССР по этому соглашению, нарушив, таким образом, свои обязательства.
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.