Неизвестность

НЕИЗВЕСТНОСТЬ - в русской религиозной философии конца XIX - 1-й половины XX века - особого рода субстанциальная действительность (реальность), сопряженная с бытием, ничто и человеком, но не редуцируемая к ним. Неизвестность имеет богословские, метафизические, психологические, гносеологические и аксиологические интерпретации и смыслы. Постижение мира как тотальности побуждало русских религиозных мыслителей включать в сферу действительности не только бытие и ничто, но и неизвестность. Обращения к неизвестности и невыразимому мы находим в творчестве Толстого, Достоевского, В.С. Соловьева, Чехова, Розанова, Шестова, Франка и др. У Толстого неизвестность предстает как сила мощная, немая, анонимная, чуждая, слепая и абсолютно не контактная. Она ассоциируется с великой неизвестностью - смертью: неизвестность - это «мешок», погружаясь в который человек, в итоге, освобождается от страха, отчаяния, лжи и безликости и перед ним открывается «Свет». В целом мир - это неизвестность; «жизнь человеческая есть непостижимая часть этого непостижимого «всего». У Достоевского неизвестность носит имя тайны, она открывается «в подполье» человеческого существа как бездна, в которой человек находит себя полным ничтожеством. Ничтожность позволяют избежать бытия, а зависание между бытием и ничто и есть неизвестность, в которой мерзкое и сладкое даны в единстве. Неизвестность - это и отсылка к молчанию и недоговоренности. Метафизическим «ни да, ни нет» стало безмолвие Христа перед Великим инквизитором («Братья Карамазовы»), а поцелуй Спасителя - неизъяснимым мистическим жестом. Но человек смеет быть выше бытия, неизвестности, непонятного, и чуда, «иначе он не человек, а мышь, которая всего боится» (Чехов). Если у В. С. Соловьева субъектом чистого сознания является неизвестно кто, что отсылает нас к неизвестности, то для Розанова человек приобщен к неизвестности через вихри вселенского эроса; сфера половой жизни - «это отдел мировой застенчивости, мировой скрываемости». В философии Шестова бытие окружено вечной тайной, неизвестностью. В ней - неизрекаемая подлинность, которая суверенна и с известным ничего общего не имеет. Она источник апофеоза беспочвенности, позволяющего избавиться от тщетно улавливаемых метафизикой начал и концов. Задача дерзновенной философии «научить человека жить в неизвестности» и прорваться туда, «где все одинаково возможно и невозможно». Согласно Франку, логика неизвестности состоит в том, что всякое суждение заключает в себе указание на неопределенный предмет (субъект), и на содержание (предикат), которое оно вскрывает в предмете. Загадка знания в том, что оно имеет дело с неизвестным предметом: «Знание имеет своей опорной точкой неизвестное». Процесс познания - это заполнение определенностью областей, которые в неопределей мой форме были известны нам ранее. (См. также ст. Непостижимое и «Непостижимое...»)

В.А. Кувакин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 403-404.

Сочинения:

Достоевский Ф. М. Записки из подполья // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1973 Т. 5.; Розанов В. В. Уединенное, М., 1990; Соловьев В. С. Теоретическая философия // Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1988, Т. 1; Толстой Л. Н. Исповедь / Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 16; Франк С. Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Пг., 1915; Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991; Чехов A.П. Избр. соч.: В 2 т. М. 1986.

Литература:

Кувакин В. А., Ковапёва В. П. Неизвестность. М., 2006; Кувакин В. А. Человек в мире действительностей // Вестник Московского университета. Сер. Философия. 2005. № 3; Он же. Непостижимое Семёна Франка и другие эссе о неизвестности. М., 2014.