Интеракция

ИНТЕРАКЦИЯ - двустороннее каузальное влияние и обоюдная зависимость двух переменных в физических и социальных системах, интеракция заключается в последовательности стимулирующих реакций, которые поддерживают или восстанавливают некое стабильное состояние. К ним относятся, например, действия и коммуникативные сигналы (язык, жесты), передающие информацию в отношениях между двумя индивидами (по типу организм-организм, организм-машина, машина-машина). Подобные процессы управления, процессы обратной связи - как внутренние (присущие системе стимулы), так и внешние (изменения в системе, обусловленные внешней средой), а также специфические свойства сложных систем вообще исследуются в кибернетике.

Процесс взаимодействия между индивидами, в котором формируется собственное и коллективное, общественное сознание, осмысляется уже в немецком идеализме посредством введенного И.Г. Фихте понятия «признание»; оно есть основа правового отношения между людьми. Утверждение интеракции между членами общества как фундамента обоюдного признания в качестве правового лица и заявление прав, обязанностей и опирающегося на них обоснования правовых норм и принципов очень важны для современных теорий договора (например, у Дж. Ролза). Напротив, в феноменологии, персонализме и Экзистенциализме интерсубъективные отношения рассматриваются отдельно от практических обязанностей и статуса правовой личности.

В немецкой философии понятие интеракция в смысле коммуникативного действия впервые вводится Ю. Хабермасом. Под коммуникативным действием он понимает «осуществляющуюся в символическом горизонте интеракцию», которая «следует действующим обязательным нормам, определяющим взаимные ожидания в контактах»; последние должны «пониматься и признаваться по меньшей мере двумя активными субъектами».

Общественные науки с помощью понятия и. исследуют человеческие взаимоотношения на двух уровнях: (а) межличностном и (б) между человеком и обществом. В социальной системе две или более личности координируют свои действия, коммуникацию и отношения на основе определенных ожиданий (социальных ролей, контекста) и поведенческих норм. Согласно концепции символически реализующегося интеракционизма (Дж. Болдуин, Ч. Кули и Дж. Г. Мид), развитие индивидуальной личности сводится к процессу межличностной интеракции. При этом идентичность Я формируется только через дополнительные социальные роли, осваиваемые и практикуемые в пространстве интерсубъективности на основе деятельностных ожиданий и результативно-успешной межличностной коммуникации. Последняя подробно исследуется - в аспекте соотношения сложных информационных систем и общества - в теории систем Н. Лумана. При этом общество более не рассматривается как конституирующееся посредством комплексной интеракции, а понятие общества не определяется через названную комплексную интеракцию; вместо того интеракция переносится во внешнюю среду системы, поскольку, по мнению Н. Лумана, всякий смысл конституируется трансинтеракционально с перспективой применения вне проходящей в соответствующий момент тем или иным образом интеракции. В философии духа термином «интеракционизм» характеризуется дуалистическая позиция, подразумевающая каузальную интеракцию между телом и духом. Наиболее известный пример подобного дуализма - декартовское разделение в понятиях «res externa» и «res cogitans» тела и духа как самостоятельных онтологических субстанций, которые каузально воздействуют друг на друга через шишковидную железу. Эта теория, во-первых, неверна относительно физических законов сохранения и представлений о единстве причинно-следственного характера в физике, а во-вторых, в ней не объясняется, как функционирует процесс каузальной интеракции между двумя различными субстанциями и каким образом осуществляется ментальное причинение. Последующие попытки решить проблему интеракции в рамках дуалистической теории предпринимались в окказионализме, параллелизме, эпифеноменализме, а также в концепции интеракционистского дуализма Поппера-Икклса.

Теоретическая психология, исследующая феномен и., занимается проблемой понимания ментальных состояний Другого (теория мнений), эмоций и мотиваций как слагаемых успешной межличностной интеракции. Современная психология, как и философия, рассматривает интеракцию в контексте социального познания, теории действия, развития самосознания и культурной идентичности. 

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 145.

Понятие: