Интенциональность (СЗФ.ЭС, 2009)
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ - одно из центральных понятий Аналитической философии и феноменологии, устанавливающее особое отношение между сознанием, языком и миром. В наиболее общем виде оно обозначает способность сознания быть «направленным на», репрезентировать предметы и положения дел. Термин происходит от латинского слова intensio, которое схоласты 13- 14 веков использовали для обозначения «того, что предстает перед сознанием в мысли».
Тему интенциональности ввел в современные философские дискуссии Ф. Брентано в работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874). Он выдвинул два основных тезиса относительно интенциональности, вокруг которых концентрировались дальнейшие дискуссии в феноменологии и аналитической философии: во-первых, интенциональность - это отличительная черта ментального, во-вторых, она независима от существования объекта, на который направлено сознание.
Р. Чизолм предложил лингвистический вариант первого тезиса Ф. Брентано: критерием интенциональности в языке является интенсиональность (свойства подчиненных предложений, следующих за выражениями типа «он убежден, что», таких, например, как независимость истинности целого предложения от истинности подчиненного), и поскольку интенсиональный язык не может быть сведен к экстенсиональному, то психические феномены не могут быть сведены к физическим.
В аналитической философии доминируют теории, пытающиеся примирить физикалистскую онтологию с первым тезисом Ф. Брентано. Одним из вариантов решения этой проблемы является элиминативный материализм (П. Черчленд) - теория, отрицающая реальность интенциональных состояний, т. е. убеждений, желаний и т.д. Другой вариант представляет инструменталистская позиция, согласно которой интенциональные выражения не описывают реальных феноменов, но они полезны для предсказания поведения живых систем в отсутствии точного знания законов, управляющих ими (Д. Деннет). Еще одна стратегия состоит в объяснении интенциональности сознания через физические формы интенциональности. Так, например, можно говорить об интенциональности столбика ртути, так как он несет информацию о температуре (Ф. Дрецке).
Одним из способов решения второй проблемы Ф. Брентано является проведение различия между предметом и интенциональным содержанием, благодаря которому сознание относится к своему предмету («ноэма» в феноменологии Э. Гуссерля). Согласно гуссерлевской концепции сознания, структура интенционального акта не зависит от объекта, на который направлен акт.
В аналитической философии концепции и. сходного типа (Дж. Серл) называются «интернализмом» или «концепцией узкого ментального содержания». Им противостоят концепции широкого ментального содержания, или разные версии «экстернализма», согласно которым внешние факторы (напр., каузальная цепь, ведущая от объекта к человеку (Х. Патнэм, С. Крипке, К. Макгинн)) или социальные факторы (Л. Витгенштейн, Т. Бердж) сущностным образом участвуют в конституировании интенциональности. Из сильной версии экстернализма вытекает ряд радикальных следствий: нерелевантность когнитивного содержания для теории значения; невозможность непосредственного доступа к своему сознанию; очевидность реализма; несубстанциональность сознания.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 144-145.