Научный материализм
«НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ» — одно из течений современной немарксистской философии. Представители «Н. м.» ограничивают свои изыскания в основном психофизической проблемой, подходя к ней в значительной мере в рамках терминологии естественнонаучного материализма, прибегая подчас к неореалистическим и позитивистским формулировкам. Возникновение «Н. м.» связывают с работой У. Плейса «Является ли сознание мозговым процессом» (1956) и с книгой Д. Армстронга «Материалистическая теория духа» (1968). К числу основных представителей «Н. м.» принадлежат также Д. Смарт, Г. Фейгл, Р. Рорти, М. Бунге, Д. Марголис; примыкали к «Н. м.» одно время У. Селларс-старший и Фейерабенд. Различают элиминативную, редуктивную и эмерджентную разновидности «Н. м.». Первая из них (Р. Рорти и др.) исключает («элиминирует») психические процессы из научного и философского рассмотрения и отвергает саму психофизическую проблему, как верно и неизбежно ведущую к дуализму. Эта версия «Н. м.» утверждает, что предметом психологии и философии должно быть поведение человека, тогда как духовные явления — это несущественные «добавочные» эпифеномены. Редуктивная (лат. reductio — отодвигание назад, возвращение) версия «Н. м.» склоняется к метафизическому материализму с примесью вульгарного материализма, а также некоторых неореалистических положений (Неореализм) у Д. Армстронга и физикалистских (Физикализм) у Г. Фейгла. Эмерджентная (лат. emergere — появляться, возникать) версия «Н. м.» (М. Бунге, Д. Марголис) отличается попытками частично использовать диалектический закон перехода количественных изменений в качественные (напр., в трактовке духовного как функции мозга, качественно несводимой к свойствам, функциям и продуктам отдельных нейронов). Представители этой версии «Н. м.» не видят диалектики обратного воздействия сознания на материальный мир и социального генезиса сознания, игнорируют его социальную природу. Различие между тремя видами «Н. м.» относительно, нередко у одних и тех же его представителей эклектически соединяются разные тезисы.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 285-286.