Кальвинизм (Новиков, 1987)
КАЛЬВИНИЗМ - разновидность протестантизма, основателем которой был Ж. Кальвин (1509—1564). К. возник в период Реформации и отвечал требованиям нарождавшейся буржуазии, явился религ. выражением ее интересов. Специфическим для кальвинизма является признание догмата об абсолютном предопределении. Согласно этому догмату, человек еще до своего рождения предопределен либо «спастись», либо «погибнуть». Вскрывая социальные корни учения Кальвина, Ф. Энгельс писал, что оно «было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих» (т. 22, с. 308). Предызбранность человека к спасению выражается в успешном ведении им дел (если дела идут хорошо - человек «избран», если плохо - осужден). Кальвинизм выступил против дорогой и пышной обрядности католического культа. Он устранил из церкви алтари, иконы, кресты и свечи. Пасторы не имеют специального облачения. Богослужение сводится в основном к чтению Библии и пению псалмов. Из обрядов сохранились крещение и причащение, которые понимаются не как таинства, а как символы. Руководящую роль в общинах кальвинистов играют пасторы и проповедники, которые избираются верующими. Несколько общин образуют ассоциацию во главе с пресвитерией, состоящей из пасторов и проповедников. Над ассоциациями стоят провинциальные и национальные синоды во главе с суперинтендантом. В настоящее время кальвинизм существует в трех формах; реформатства. пресвитерианства и конгрегационализма. Кальвинизм распространен главным образом в Швейцарии, Голландии, Англии, Шотландии и ФРГ. Защищая интересы буржуазии, он стремится примирить людей с капиталистическим строем. Идеологи кальвинизма нередко выступают в духе антикоммунизма. В СССР имеются кальвинисты-реформаты в Закарпатье.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 119-120.