Ниндзюцу
НИНДЗЮЦУ (ШПИОНАЖ). Разведка [в средневековой Японии] обозначается приобрела важное значение в период Воюющих Государств (Сэнгоку дзидай, 1467—1568) благодаря деятельности знаменитых шпионов-ниндзя, чьи действия назывались ниндзюцу — искусством ниндзя. Крупномасштабная усобица, бушевавшая в стране с середины идо конца периода Муромати, сделала проникновение в стан противника и сбор информации одной из главных задач войны. Обучение приемам ниндзя, таким как описанные ниже бросание кинжала и плевание иглой, является относительно недавним нововведением в Японии, несмотря на то, что источником здесь послужила распространенная в средневековую эпоху тактика шпионажа. Подобно легендам, восхваляющим храбрость и добродетели самурая, современные (и средневековые) ошибочные представления о традициях ниндзя породили особую тайну. Облаченные в традиционные для них черные одеяния и обладающие потрясающим мастерством, акробатическими навыками и внушающим страх оружием, ниндзя сыграли заметную роль в кинофильмах и литературе о боевых искусствах. Однако большинство реальных операций ниндзя имело мало общего с кинематографическим представлением, хотя, чтобы успешно выполнить задание, адепт этого искусства должен был в первую очередь умело скрываться.
Знаменитые отряды ниндзя, такие как школы Ига (зародившаяся в современной префектуре Миэ) и Кога (теперь часть префектуры Сига), отождествлялись с породившими их регионами, население тамошних деревень полностью посвящало себя изучению приемов ниндзя. Ниндзя, прошедшие обучение в таких региональных школах, служили разведчиками, проникали на вражескую территорию, чтобы собрать информацию, убить врага или просто побеспокоить его в ночное время. Начиная с XV столетия даймё опирались на отряды этих воинов в ходе конкурентной борьбы за землю и другие ресурсы.
Приемы ниндзя (по-японски синобу) включали стратегию изобретения маскировки и обмана и большой арсенал оружия и приспособлений, разработанных специально для шпионажа и тайных дел. В период Воюющих Государств такие «диверсионно-разведывательные отряды» являлись крайне необходимыми с точки зрения тактических соображений и для сохранения секретности приемы ниндзя передавались от мастера к ученику. И если средневековый самурай пользовался отчасти незаслуженной репутацией с точки зрения благородных намерений и доблести, ниндзя следует сопоставить с обманщиком, не соблюдавшим прямолинейной отваги, обязательной для военной челяди, и действовавшим исподтишка, пользуясь преимуществами внезапности и ловкости рук. Оппортунисты-ниндзя предлагали свои услуги в качестве платных убийц и пиратов на протяжении почти всего времени непрерывных волнений XV и XVI столетий. В XVI веке они стали представлять откровенную опасность; так, например, в 1581 г. Ода Нобунага отправил 46-тысячную армию в провинцию Ига и, по сообщениям летописей, потерял 4000 воинов из-за местных ниндзя.
В период Эдо, оказавшись под угрозой исчезновения в эпоху мирного правления сёгунов Токугава, ниндзюцу сделалось официальным военным искусством, возможно привлекавшим последователей просто благодаря общему восхищению этими таинственными, неуловимыми и как бы сказочными личностями. Поскольку ниндзюцу сделалось одним из самых привлекательных из 18 стандартных боевых искусств (бугэидзухаппан), энтузиасты из числа самураев организовали преподавание ниндзя и составили специальные пособия, содержащие сведения о необходимых навыках, приспособлениях, оружии и приемах. Один из первых таких учебников для ниндзя, Мансэн сюкай, был составлен в 1676 году Фудзибаяси Самудзи. Этот важный текст подробно описывал традиции и приемы школ Ига и Кога ниндзюцу.
Иногда войско противника оказывалось готовым отразить шпионские действия и посылало своих ниндзя следить за вражескими шпионами до их лагерной стоянки и проводить контрразведывательные операции. Чтобы справиться с такой задачей, многие ниндзя использовали пароли, которые перед началом шпионского задания назначал командир. После возвращения с задания тот произносил пароль без предварительного уведомления, и все ниндзя должны были встать так, как оговаривалось до начала операции. Всякий, кто продолжал сидеть, немедленно выдавал себя как агент врага.
Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 219-221.