Философская поэзия

ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ - феномен духовной культуры, сложившийся на пересечении философии и литературы, часто получающий расширительное толкование: «философским» нередко называют любое «глубокое» поэтическое произв., затрагивающее общие проблемы жизни и смерти. Необходимо различать родственные, но не сливающиеся понятия «философская поэзия» и «научная поэзия», «философская лирика» и «медитативная лирика». Размышление, подводящее к идее-обобщению, есть основа философской поэзии, но предмет медитации поэта-философа особый: коренные проблемы мироздания, общества и человека, макро- и микрокосмос. Поэзия, как таковая, нацелена на воплощение живого, частного, случайного, телесно-пластического, а философская поэзия не чужда миру отвлеченных идей, ее предмет - всеобщее, родовое, субстанциальное. В концентрированной форме, в художественных образах она выражает самосознание эпохи, соединяет общее и конкретное. Однако философская поэзия (или «поэзия мысли»), в отличие от «научной», не тяготеет к рациональной заданности, трактатности, иллюстративному сциентизму. Рожденная в русле античной дидактической поэзии (поэтические изложения учений древнегреческих философов, поэма Лукреция Кара «О природе вещей» и др. произв.), в своем становлении в национальных литературах нового времени философская поэзия все больше уходила от дидактики. В XIX-XX веках произведения философской поэзии — это психологически сложный акт познания, проверка «индивидуальной гипотезы бытия» и создание неповторимой «поэтической модели мира». В русской культуре философской поэзии принадлежит особое место, ее художественные открытия воздействовали не только на литературный процесс, но и на развитие философской мысли. Русские мыслители нередко отдавали предпочтение не отвлеченным философским схемам, логическим выкладкам, а живому, выразительному поэтическому образу. Черты философичности присущи уже жанрам русской народной поэзии - с ее афористичностью, аллегориями, символикой, параллелизмом между картинами природы и душевной жизнью человека. Но как самостоятельная эстетическая система и особая сфера философствования русской философской поэзии начинает складываться в русле ранне-просветительской традиции. Опыты дидактической поэзии Симеона Полоцкого и его учеников Сильвестра Медведева и Кариона Истомина можно расценивать как один из истоков отечественной философской мысли и преддверие жанров философской поэзии. Важнейшие страницы в историю философской поэзии вписали «век Просвещения», «золотой» (от Пушкина до позднего Тютчева и Фета) и «серебряный» века русской поэзии. В XVIII веке она представлена такими разнообразными по жанру произведений, как сатиры и стихи из философских писем Кантемира, поэма В. К. Тредиаковского «Феоптия», научно-философские стихотворения Ломоносова, ода «Вольность» и неоконченная поэма «Творение мира» Радищева, философские оды Г. Р. Державина и др.

Многие темы, а также жанрово-стилистическве особенности философской просветительской поэзии XVIII века были подхвачены в начале XIX века позами-радищевцам и (Птугаевым, Пниным. А. X. Востоковым и др.), а затем декабристами. Особое место в развитии философской поэзии занимают 20—30-е годы XIX века, когда как явление литературы она получает не только широкое распространение (к ней обращаются Пушкин, любомудры, Баратынский, Лермонтов, Тютчев и др.), по и теоретическое осмысление. Вслед за немецкими романтиками члены кружка любомудров выдвигают эстетическую программу объединения поэзии с философией и пытаются подтвердить свои теоретические воззрения поэтической мыслью, правда, «любомудры больше говорили о философской поэзии, чем практически сделали для нее» (Маймин Е. А. Русская философская поэзия. С. 186). Философская поэзия развивается не только в русле романтизма, ее художественные открытия 20-30-х годах в немалой степени определены становлением в русском искусстве реалистического метода. Пушкин в романе «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник» и лирических стихотворениях открывает новые пути социально-исторического и философского осмысления человека. Реальным воплощением теоретических мечтаний романтиков о философской поэзии стала лирика Тютчева, непосредственно связанного с любомудрами, испытавшего как влияние нем. романтизма, так и реалистического творчества зрелого Пушкина, но нашедшего свой индивидуальный художественный путь. Соединением поэтического и философского дара отмечено творчество В. С. Соловьева, оказавшее большое влияние и на философию, и на поэзию начала XX века. Творчество многих поэтов-мыслителей подтверждало справедливость оценки Чулкова. «Мы знаем философов, которые разгадали тайну ритма, и поэтов, которые владеют идеями, как опытные бойцы рапирами» (Чулков Г И. Соч. Спб., 1912. Т. 5. С. 61).

Мережковский, Минский, А. Белый, В. И. Иванов, А. А. Блок, Флоренский, Н. К. Рерих раскрывали свои философские идеи как в трактатах, теоретических статьях, так и в поэтических произв. Философский и поэтический ренессанс рубежа XIX-XX веков оказал воздействие на лирику Хлебникова, В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака, О. Э. Мандельштама, Н. А. Заболоцкого, Л. П. Мартынова, А. Т. Твардовского, А. А. Тарковского и др. поэтов. В истории развития философской поэзии выделяют такие ее разновидности, как натурфилософская, социально-философская и нравственно-философская. Ряд исследователей относят сюда и произв. религиозно-философского и историко-философского плана. В XVIII- XX веках получили широкое распространение поэтические переложения библейских текстов, многие из которых вошли в русской философской поэзии. Шедевром религиозно-философской лирики явился пушкинский цикл «Подражания Корану» (1824). Историко-философская проблематика также имеет глубокие традиции в рус. поэзии (ведет свой отсчет от вирша Симеона Полоцкого «Диоген»). Высокими образцами философской лирики являются стихотворения: «Цицерон» Тютчева, «Из Упанишад», «Индийский мудрец» и «Великое Ничто» К. Д. Бальмонта, «Джордано Бруно» И. А. Бунина, «Ламарк» О. Э. Мандельштама, «Сократ» А. А. Тарковского. Тематически примыкают к этой разновидности философской поэзии стихотворения, отражающие непосредственную реакцию поэта на к.-л. философскую проблему или личность философа, ставшую символом определенной системы идей. Таковы «Спинозианы»(1895)Брюсова, «Сижу за ширмой. У меня...»(1903) А. Блока (с подзаголовком «Иммануил Кант»), цикл стихотворений А. Белого «Философическая грусть» (1907-1908) и др. Русская литература знает примеры, когда для воссоздания исторического портрета мыслителя и раскрытия его философских воззрений поэт избирал не поэтическую миниатюру, а жанр развернутого эпического или драматического произведения. Таковы, например, лирическая драма А. И. Майкова «Три смерти» (1851), поэмы A.К. Толстого. «Иоанн Дамаскин» (1858) и «Алхимик» (1867). Русская философская поэзия художественно восприняла все главные философские концепции, создававшиеся в Европе со времен античности, откликалась и на древние учения Востока, и на искания современных ей философских школ Запада и России. Блок облек идею всеотзывчивости русской культуры в форму афоризма: «Нам внятно все - и острый гальский смысл, / И сумрачный германский гений...» («Скифы», 1918). Правомерно говорить, напр., о шеллингианстве любомудров (Веневитинова, А. С. Хомякова, Шевырева) и Тютчева, о влиянии А. Шопенгауэра на стихи Фета, созданные в период работы поэта над переводом книги «Мир как воля и представление» (1879-1880), о соловьевских идеях и мотивах в поэзии «младших» символистов. Однако воздействие теоретической мысли на создание поэтического произв. имеет сложный, часто противоречивый характер.

В конечном счете степень художественной свободы поэта-интерпретатора философских идей зависит от его творческой индивидуальности. Философская мысль становится мыслью поэта, и она не существует вне художественного выражения, вне образной ткани стиха. Философская поэзия не создает новых концепций - все ее открытия в области искусства, но русские поэты нередко опережали теоретическую постановку и разработку ведущих философских проблем. Так, задолго до соч. представителей русского космизма поэзия обратилась к вопросу о месте человека во Вселенной (произведения Лермонтова, Баратынского, Тютчева, Фета). Русская философская поэзия часто выступала как форма неофициальной философии, специфически анализируя проблемы смерти и бессмертия, неповторимости духовного мира, мало привлекавшие академических ученых. Ее следует рассматривать не только как явление художественной культуры, но и как один из истоков и составляющую русской философии, как равноправную с теоретической философской мыслью форму познания сущности бытия и человека.

Л. А. Сугай

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 717-719.

Сочинения:

Философские течения русской поэзии: Избр. стихотворения с критическими статьями С. А. Андреевского, Д. С. Мережковского, В. В. Никольского, П. П. Перцова и B.С. Соловьева / Сост. П. П. Перцов. 2-е изд. Спб., 1899; Я связь миров: Философская лирика русских поэтов XVIII - начала XX века / Сост., вступ. статья и коммент. В. М. Фалеева. М., 1989; Русская философская поэзия. Четыре столетия / Сост. А. И. Новиков. Спб., 1992.

Литература:

Гинзбург Л. Я. Поэзия мысли // Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974. С. 51-126; Маймин Е. А. Русская философская поэзия. М., 1976; Михайлов А. А. Лирика сердца и разума (О творческой индивидуальности поэта). М., 1965; Павловский А. И Советская философская поэзия: Очерки. Л., 1984; Спивак Р. С. Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985; Он же. Русская философская лирика. 1910-е годы: И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский. М., 2005; Филиппов Г. В. Русская советская философская поэзия: Человек и природа. Л., 1984; Шевелева Л. М. О русской философской лирике XIX века // Вопросы философии. 1974. № 5. С. 90-100; Семёнова С. Г. Русская поэзия и проза 1920 -1930-х годов. Поэтика - Видение мира - Философия. М., 2001: Она же. Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004.

Понятие: