Двоеверие (Мчедлов, 1999)
ДВОЕВЕРИЕ — различные формы православно-языческого синкретизма в материальной и духовной культуре; симбиоз разнородных мировоззренческих форм, свойственный общественному сознанию в период смены мировоззренческих ориентации; один из важнейших факторов, предопределявших своеобразие древнерусской культуры и народного православия. Двоеверие на Руси — прямое следствие затянувшейся христианизации. По причине пережиточного бытования родоплеменных и общинных традиций переходные процессы в культуре растянулись на столетия. Синкретические новообразования давали разнообразное сочетание пропорций: от явного преобладания языческих элементов в народной культуре до скрытых, едва различимых примесей дохристианского наследия в культуре официальной.
Древние верования присутствовали в культе тех христианских святых, которые наделялись функциями языческих божеств, нередко из-за совмещения календаря традиционных праздников с христианскими датами памяти святых. В простонародной среде наиболее почитаемыми стали так называемые персонажи-двойники: Илья, заместивший Перуна, Власий — Белеса, св. Георгий (Егорий) — Ярилу, Параскева Пятница — Мокошь. Поклонение Борису и Глебу было соединено с элементами почитания какого-то могущественного божества плодородия. В древнерусском культе Богородицы христианские формы совмещались с пережитками древних культов плодородия и поклонения обожествлявшейся Земле. Двоеверные черты присутствовали в чрезвычайно популярном на Руси культе Николы (Николая) Мирликийского. Иконописным изображениям Богоматери, Спаса, Бориса и Глеба, Николы и некоторым другим образам приписывались свойства покровительства и целительства, как языческим оберегам. Даже в последовательно ортодоксальной традиции Киево-Печерского монастыря отмечен синкретический обряд вкладывания умершему "пропуска на тот свет". Терпимое отношение к языческому прошлому было свойственно раннему русскому христианству, в частности последователям кирилло-мефодиевской и ирландской традиций, отличавшихся терпимостью к синкретическим новообразованиям. Ориентация на некоторые дохристианские ценности воплотилась в синкретических идеях и образах "Слова о законе и благодати" митрополита Илариона Киевского. Ему свойственна гордость за языческое прошлое, в основе которой лежит идея преемственности между язычеством и христианством вместо жесткого их противопоставления. Десятинная традиция «Повести временных лет» освещает акт посмертного крещения в 1044 году Олега и Ярополка, убитых в 977 и 980 годы. «Слово о погибели Русской земли» показывает культовые природные объекты в перечне святынь. Уникальным шедевром двоеверной культуры является неоднородное в мировоззренческом плане «Слово о полку Игореве» (80—90-е годы 12 века). Памятник несет в себе отзвуки славянских мифов (ветры — Стрибожьи внуки, Обида в силах Дажбога внука, вещий Боян, Влесов внуче, Див, Хоре, Кур); восходящее к язычеству циклическое видение время-событийной действительности, являвшееся основой жизненного оптимизма; сакральное отношение к природным стихиям (заклинательный плач Ярославны); пантеистическое оживотворение природы, положенное в основу гениальной поэтической образности (Тресветлое Солнце, Ветер-ветрило, Сине-море, Днепр—Словутич). В то же время в тексте присутствуют реалии христианизированной Руси (Храм Софии, церковь богородицы Пирогощи), в том числе фразы и речевые обороты церковной литературы (поганые, душа, воскреснуть, дети бесовы, болван, "поборая за христианы на поганые полки"). "Слово" отражает переходное состояние культуры, при котором дохристианское наследие становилось органической частью синкретических новообразований, придавая отечественной культуре черты неповторимой выразительности жизненной силы и своеобразия. Миф, отмирая, дал начало высокой поэзии. Синтез язычества и христианства широко представлен во всех сферах культуры. В церковной обрядности практиковались двоеверные трапезы Роду и роженицам. В быту социальных верхов общества дохристианские пережитки присутствуют в обычае нарекать новорожденного кроме крещального имени языческим именем умершего родича (до 13 века), свадебная обрядность пронизана культом Рода, магией чадородия и гаданиями на судьбу (до 17 века); одежды и украшения сохраняют ритуальную символику (до 13 века). В простонародной среде двоеверная стихия господствовала: обереги-змеевики совмещали в себе христианские и языческие символы; иконки и кресты включались в состав амулетов; богатый вещевой инвентарь присутствует в сельских курганах и новгородских жальниках, отражая представления о плотском существовании умерших. В похоронной обрядности до 19 века сохранялись плачи, тризны, кормления покойника, вера в живого мертвеца, имитация сожжения, потопления и другие архаические действия. Аграрная обрядность так и не утратила своей синкретической природы. Она включает в себя огромный арсенал магических приемов, заклинания, заговоры и жертвоприношения обожествленным стихиям: природы. Несмотря на внешнюю христианскую форму, годовой цикл праздников (Масленица, Семик, Иван Куйало и т. д.) воспроизводит пантеистический культ природы, ядром которого являлось почитание производящего, рождающего начала (Земля-мать, Небо-отец, а различные формы жизни — результат космического брака Неба и Земли). Двоеверную основу имели и ранние русские ереси. Языческую окраску верованиям в покровительство Спаса и Богородицы придал еретичествующий самозваный епископ Федорец Владимирский (12 век). Новгородско-псковские стригольники (14—16 века) возродили пантеистические представления об обожествленном Космосе. Провизантийски настроенные идеологи древнерусской церкви пытались защитить чистоту доктрины от влияния двоеверия. Последовательно искореняли пережитки язычества в быту и верованиях такие их представители, как Серапион Владимирский, митрополит Кирилл Туровский, Стефан Пермский, автор летописного «Слова о казнях божиих» и анонимные проповедники, скрывавшиеся под псевдонимом Иоанна Златоуста, "некоего Христолюбца" и т. д. Фактор двоеверия не позволяет говорить о зеркальном воспроизведении византийского христианства на Руси. Наднациональные импульсы претерпели преобразования, взаимодействуя с национальной традицией. Результатом взаимодействия стала богатая и своеобразная средневековая культура славяно-русов. Вопреки разной онтологической природе христианского и языческого мировоззрений появились довольно органичные синкретичные новообразования, В рамках двоеверия частично реабилитировалось дохристианское наследие, ставшее фактором православной культуры (в большей степени народной, в меньшей степени — церковной).
Как известно, наряду с разными традициями христианства (византийского, римско-католического, антиохийского и др.), на Руси действовали исламский и тюрко-хазарский факторы и иранские языческие традиции. Но понятие «двоеверие» в этом сложном синкретическом узле выделяет две определявшие характер эпохи традиции: восточное христианство и славянское язычество. Приверженцы чистоты православия скептически относятся к двоеверию. Они не склонны замечать чужеродные примеси, присутствующие в церковной и в народной культурах. Богатство русской культуры не умещается в рамках греческого канона, а ее неповторимость нередко имеет своим основанием двоеверие.
В. В. Мильков
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 82-85.